В вузах страны завершился учебный год. 1200 молодых педагогов придут осенью в школы. Но придут ли? Ведь не секрет, что в школах страны не хватает учителей, хотя, казалось бы, выпускают их довольно много...
На этот и другие вопросы отвечает член-корреспондент АПН СССР, профессор, доктор физико-математических наук, ректор МГПИ им. В. И. Ленина В. МАТРОСОВ.
В Москве не хватает учителей русского языка и литературы, математики, географии, физики, дошкольного воспитания. Начиная с этого года появился новый дефицит - учителей иностранных языков, которые уходят в совместные предприятия и кооперативы. То, что учителя уходят из школы, объяснить можно. Зарплата - ниже официального среднего уровня по стране. Способен ли отец семейства, у которого нередко жена - студентка, а только что родившийся малыш требует все новых и новых расходов, содержать семью на эти деньги при нынешнем уровне инфляции? Проблемы жилья, лечения, отдыха для сегодняшнего учителя они практически неразрешимы. Нужна четкая система социальной защищенности педагогических работников, иначе только распределением можно будет заставить молодого специалиста отработать в школе свои положенные три года. А потом... Потом в школе останутся только энтузиасты.
Изменить положение может только реальное, а не показное участие в судьбе учителя. Государство и общество должны протянуть учителю руку. Без создания в стране приоритета образования мы не сможем решить ни одной из проблем, поднятых перестройкой.
- Вопрос, который волнует и родителей, и учеников: как преподавать историю и обществоведение? Готовы ли ваши выпускники к ведению предметов, неожиданно ставших самыми трудными?
- Перемены, происходящие в стране, в мире, переосмысление исторических событий и фактов требуют от наших обществоведов и историков серьезной перестройки своей работы. Уже можно говорить о реальных результатах. В программу введены фактически новые предметы: "Социально-политическая история XX века" вместо "Истории КПСС", "Философия" вместо "Исторического и диалектического материализма", "Политология" вместо "Научного коммунизма".
Наши преподаватели выпустили учебники для студентов по истории СССР, известен новый учебник по философии Фролова. Читается интересный, на наш взгляд, курс "История мировой и отечественной культуры".
- Как вы относитесь к лицеям и гимназиям? Считаете ли вы такие формы обучения перспективными?
- Я положительно отношусь к созданию таких учебных заведений. Мы помогаем работникам лицеев и гимназий, организуем совместные встречи с участием студентов, родителей, предоставляем литературу, учебники. Например, по латыни.
Но мне кажется, что гимназии и лицеи требуют к себе очень серьезного отношения. Там нужны первоклассные кадры, программное обеспечение, хорошо продуманные учебные планы. Они же нередко работают по слегка измененным программам обычной школы, с углубленным изучением того или иного предмета. Создавать такие заведения, только отдавая дань моде, неразумно.
- Сейчас многие институты "наводят мосты знаний" с высшими учебными заведениями Запада. Смогут ли будущие молодые учителя поделиться опытом со своими зарубежными коллегами?
- Сегодня вузы имеют значительно большую самостоятельность, чем 2 - 3 года назад. Мы заключили договоры с Англией и США о взаимном обмене студентами для проведения практики и стажировки. Такая форма взаимообмена весьма перспективна. Мы сможем лучше ознакомиться с системой образования зарубежных стран, ее конкретными направлениями, скажем, применением компьютерной техники. Конечно, материальные возможности учебной базы в США значительно лучше наших, а мы лишены возможности закупать качественную вычислительную технику, современное научное оборудование и ТСО того уровня и в том количестве, как нам хотелось бы. Во многих университетах США эти проблемы решаются более успешно. И все-таки будущим учителям, думаю, очень полезно ознакомиться с уровнем культуры, отношением к учебе студентов зарубежных стран. Эти контакты крайне необходимы, и будь у нас более крепкая материальная база, мы бы проводили их в большем масштабе, ведь договоры предусматривают паритетное участие: сколько людей принимают они, столько должны принять и мы.
- Многие институты имеют военную кафедру. Что делается в МГПИ для того, чтобы ваши выпускники становились учителями, а не военными, пусть даже на 2 года?
Еще в прошлом году мы обратились в Гособразование СССР с предложением изменить программы педвузов страны по медицине и гражданской обороне. Мы их обсуждали на кафедрах и факультетах, на ученом совете при активном участии студентов. Прошедший учебный год начали по новым программам. Исходили из того, что учитель должен уметь оказать первую помощь школьнику, разбираться в вопросах охраны здоровья детей. Землетрясение в Армении, в ликвидации последствий которого участвовали несколько молодежных отрядов нашего вуза, еще раз убедило и нас, и студентов в необходимости преподавания курса "Поведение учителя в экстремальных условиях".
Создание в институте военной кафедры не решит всех вопросов, потому что даже из вузов, где она есть, выпускников призывают на службу в армию. Я, безусловно, против того, чтобы юношей отрывали от учебы. Сейчас им даются отсрочки от службы в армии. Ведь раньше, если ребята поступали в институт, то с очередными призывами мы теряли их на два года, если не навсегда. Оставались в институте только те, кто по состоянию здоровья не мог служить в армии. И все же на сегодня это - одна из проблем, которая сказывается на школе, тем более при такой острой нехватке педагогов.
Закончился еще один учебный год. Школы страны ждут молодых учителей. Всех ли дождутся?
Беседу вела Н. ПУЗАНОВА.