Рекламируя жизнь на Западе, буржуазная печать нередко касается вопросов образования, разглагольствует о "демократизме высшей школы", о якобы одинаковой возможности получения образования для всех социальных труп "свободного мира". При этом ссылаются на соответствующие статьи конституций развитых капиталистических стран. Действительно, статья 12 конституции ФРГ гласит, что все граждане "имеют право свободно избирать для себя профессию, место работы и место получения образования"; в статье 26 конституции Японии сказано: "все имеют равное право на образование, в соответствии со своими способностями, в порядке, предусмотренном законом". Однако факты говорят о том, что все эти права и гарантии остаются только на бумаге.
НА ПУТИ К ПОЛУЧЕНИЮ высшего образования перед молодежью капиталистических стран стоят многочисленные барьеры, и среди них наиболее труднопреодолимый - высокая и постоянно растущая плата за обучение в университетах.
* В Великобритании студенты должны платить за учебу от 740 до 6 тыс. ф. ст. в год, что не по карману большинству молодых англичан.
* В последнем номере журнала "Фото-Япония" (на русском языке) помещена большая подборка материалов, посвященная высшему образованию в Японии. В комментарии к фотографиям сказано, что стоимость полного обучения обходится в среднем от 4 до 5 млн. иен, или в пересчете на рубли по официальному курсу - около 15 тыс. руб. Куда же идут эти деньги? Львиная доля приходится на плату за обучение, пишет журнал. Для частного университета эта сумма составляет 3 млн. иен в среднем и зависит от факультета. Только для поступления на гуманитарные факультеты в частном университете надо внести от 200 до 300 тыс. иен, а на медицинский факультет - миллион иен и больше. Плата за прием в государственные университеты меньше, чем в частные, и составляет около 100 тыс. иен, но попасть туда значительно труднее, заключает журнал.
Факты свидетельствуют: возможность получить высшее образование в странах "свободного мира" больше зависит от размеров кошелька родителей, чем от способностей молодежи.
ПОМОЩЬ В ДОЛГ
Буржуазная пропаганда утверждает, что финансовая помощь студентам со стороны государства снимает вопрос о неравенстве в получении высшего образования. В действительности же дело обстоит так: государственная помощь студентам оказывается преимущественно в виде займов, подлежащих выплате после завершения учебы. Существует так называемая безвозмездная помощь студентам, но она не способна, по выражению министерства здравоохранения и социальных служб США, "спасти" студента. Такая помощь составляет 1000 долл., когда расходы только на обучение по крайней мере вдвое больше этой суммы.
А как обстоит дело со стипендией? Ни в одной стране капитала нет единой системы государственных стипендий.
В США только 1/6 часть студентов получает стипендии от государства, в Австрии - 10 проц., во Франции - 14 проц.; в Японии 20 проц. студентов обеспечены государственной стипендией, составляющей 6 проц. прожиточного минимума.
Студент платит не только за обучение, но и за пользование лабораториями, учебными пособиями, оборудованием для исследований, лингафонными кабинетами и т. п.
РЕГЕНТЫ - МИЛЛИАРДЕРЫ
Прямое отношение к социальным проблемам высшего образования имеет вопрос о том, кто и как управляет вузами в капиталистических странах. Американские социологи подчеркивают, что методы управления вузами определяются нуждами капиталистов, диктующих свои условия через правления регентов (опекунов). Например, известный Калифорнийский университет (90 тыс. студентов) управляется "чудовищно богатым правлением регентов", в которое входит 22 человека: 10 из них - миллиардеры. Регенты являются директорами и членами правлений крупнейших финансовых и промышленных корпораций, оперирующих капиталом, исчисляемым многими десятками миллиардов долларов. Они-то и делают политику высшей школы в своих странах.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ
Для негров, иммигрантов и индейцев поступление в высшие учебные заведения - дело очень сложное. Если среди белых мужчин США в возрасте 25 - 29 лет доля лиц с высшим образованием составляет 15,6 проц., то среди негров - 3,2 проц. Существует множество других трудностей: в США, например, ряд университетов - такие, как Гарвардский и Йельский, - до недавнего времени вообще не допускали в свои стены девушек. В Йельском университете и ныне прием их ограничен. В США распространена также система квот на допуск девушек в юридические и медицинские вузы. Среди студентов технических вузов девушки составляют в США 0,8 проц., в Англии - 1,5, в ФРГ - 3,1 проц.
КАК ОБУЧАЮТ СТУДЕНТОВ НА ЗАПАДЕ
Вот что об этом рассказал известный советский писатель Ю. Нагибин, выступавший с лекциями о советской литературе в 24 американских университетах: "Американцы шутят: у нас есть высшее образование, но нет системы. Остроумно, но едва ли верно. Отсутствие системы - это тоже своего рода система "..." Прямо противоположная нашей, стремящейся дать студенту общее и по мере сил полное представление о предмете.
Американский студент сам выбирает, чем ему заниматься. Он может взять на первом году обучения такие курсы: начертательная геометрия, утопические взгляды Кампанеллы, творчество архитектора Ле Корбюзье и сербохорватский язык; а следующий год - хромосомную теорию, житие Фомы Аквинского, женские образы в русской литературе, лишь иностранный язык останется тем же. Я не шучу и не утрирую, а называю реальные курсы "..." Когда я выражал привычное американцам удивление этой все-таки системой образования, то слышал в ответ от ироничного (с намеком на дороговизну университетского обучения): "Кто платит деньги, тот заказывает музыку", - до серьезного, убежденного: "Это развивает способность к самостоятельному мышлению". Но почему более полное, охватное, фундаментальное представление о научной дисциплине препятствует живости мысли?"
С ДИПЛОМОМ - БЕЗ ПЕРСПЕКТИВ
В 1981 г. из 386 тыс. дипломированных специалистов, окончивших японские вузы, 92 тыс., т. е. почти каждый четвертый, остались без работы, Добрая половина из 3-миллионной армии английских безработных - молодые люди, в том числе вчерашние школьники и выпускники вузов. Аналогичное положение во всех без исключения капиталистических странах. Молодые люди с дипломами в руках, вступая в самостоятельную жизнь, начинают ее с очередей на биржах труда, с самой распространенной ныне на Западе "профессии" - безработный.
Безработица - основной мотив распространяющегося сейчас нового явления: отказа многих молодых людей продолжать образование. Японские школьники задают вопрос: "Какой смысл выбрасывать миллионы иен на университетское образование, если в результате ты не застрахован от безработицы?" Вопрос резонный. Может ли на него дать ответ современный капитализм?