Примерное время чтения: 5 минут
96

ВВОДИТСЯ АТТЕСТАЦИЯ ВУЗОВ. "Лишний" диплом

Беседа с первым заместителем, председателя Государственного комитета СССР по народному образование, министром СССР Ф. И. ПЕРЕГУДОВЫМ.

- Феликс Иванович, изменяется ли в высшей школе прежний количественный принцип подготовки - чет больше, тем лучше? Переходите ли вы на качественные критерии?

- В прошлые годы заявки потребителей (предприятий, ведомств) в 1,5 - 2 раза превышали то количество, которое действительно могли подготовить вузы.

Переход на экономическую основу прямых договоров и частичного возмещения затрат на обучение стабилизировал, наконец, численность требующихся специалистов. Сейчас по всем формам обучения план приема сокращен на 31,7 тыс. человек. Ежегодно министерства, ведомства. предприятия будут перечислять высшей школе по 3 тыс. руб. за каждого подготовленного для них специалиста. Приоритет здесь отдается прямым договорам: вуз - производство.

Материальная компенсация повышает ответственность вузов за каждого подготовленного специалиста.

Существенно усилены материальные стимулы к учебе. Студенты, сдавшие сессию на "отлично", теперь получат стипендию на 50% выше обычной, а сдавшие на "хорошо" и "отлично" - на 25%.

Впервые вводится и квалификационный аттестат: молодой специалист сможет получить его только после трех лет работы по распределению. Это усилит его заинтересованность в закреплении своей профессиональной подготовки.

- В 1987 г. выпуск дипломированных специалистов составлял 2 млн. человек, а рабочих подготовлено 2,5 млн. Оправданно ли так много специалистов, если ситуация на производстве практически не меняется: 40% рабочей силы, двое из пяти, по- прежнему заняты ручным трудом?

- В мировой практике сложились тенденции: объемы выпуска специалистов с высшим образованием в расчете на 10 тыс. человек, занятых в экономике/достигают 40 - 90 человек, а их кудельный вес в числе работающих не превышает 10%, в СССР же с учетом всех ранее подготовленных рабочих, инженеров получается 10,8%. Вроде бы все благополучно! Однако все проблемы связаны с использованием выпускников. В промышленности, например, каждый второй специалист с высшим образованием работает в должности, не требующей полученной квалификации, то есть практически является рабочим (с дипломом в кармане). Выход из такой ситуации один - повышение удельного веса труда: не малопроизводительного, то есть физического, а высококвалифицированного с применением новых технологий и оборудования.

- Судя по официальной статистике, СССР лидирует среди других стран по выпуску инженеров. Например, в 1982 г. в СССР было подготовлено инженеров в 2 раза больше, чем в США, Франции, Японии, вместе взятых. Значит, мы должны быть самой передовой страной в мире! А на деле...

- На любую должность у нас требовался инженер, а по существу - чиновник. Действительно, малоподвижному производству, годами выпускающему одну и ту же устаревшую продукцию, высококвалифицированные специалисты не были нужны. Отсюда отсутствие рекламации на качество подготовки.

- Да, качество подготовки ИТР, особенно в робототехнике, электронике и в других перспективных отраслях, явно отстает...

- После выхода известных решений по высшей школе положение начало меняться. Ежегодно для этих отраслей подготавливается свыше 106 тыс. специалистов, в том числе около 65 тыс. по дневной форме обучения. Для улучшения качества подготовки вузам впервые предоставлено право самим разрабатывать графики учебного процесса, утверждать программы специализаций для отражения в них новейших достижений науки и техники, а также характера будущей работы специалистов.

Совместно с АН СССР открыто три научных центра с применением вычислительной техники для практической подготовки будущих программистов. Ученые, студенты 55 высших учебных заведений страны сотрудничают с межотраслевыми научно-техническими комплексами "Надежность машин", "Робот", "Нефтеотдача" и другими. В двух, "Торегран" и "Отклик", вузы стали головными базовыми организациями.

- Вероятно, на повышение требовательности к качеству повлияло введение аттестации вузов?

- Результаты проверок, проведенных Госинспекцией учебных заведений, показали, что контрольные работы в виде упрощенных заданий по основным темам профилирующих дисциплин не сумели выполнить от 40 до 90% студентов выпускных курсов Азербайджанского и от 64 до 84% - Ашхабадского институтов народного хозяйства. Аттестация Пржевальского педагогического института выявила, что большинство его старшекурсников не владеет знаниями даже в рамках школьной программы: с контрольной работой в объеме средней школы не справился ни один завтрашний преподаватель физики и математики. В диктанте для 8-го класса будущие учителя русского языка и литературы сделали от 16 до 35 орфографических и синтаксических ошибок. Доля "неудов" по клиническим дисциплинам в Туркменском мединституте на различных факультетах колебалась от 30 до 73%.

Из 17 вузов, прошедших аттестацию, ликвидированы Азербайджанский институт народного хозяйства, Пржевальский педагогический. Не аттестованы Ашхабадский институт народного хозяйства, Башкирский, Туркменский и Севере - Осетинский медицинские институты. Им предстоит повторная проверка.

- Не меньше проблем и у гуманитариев. Люди этих профессий остаются зачастую невостребованными. Недавний выпуск психологов в 2,5 раза перекрыл собственные же заявки министерств и ведомств. Вместе с тем специалистов нетехнического профиля у нас меньше, чем в развитых капиталистических странах. Сейчас, например, в США социологов готовится вдвое больше, чем инженеров. Каково ваше мнение по этим проблемам?

- Да, выпуск специалистов по гуманитарным и общественным наукам у нас отстает. К примеру, на 10 инженеров, занятых в народном хозяйстве СССР, приходится 14 специалистов с высшим образованием нетехнического профиля (в США - 114, ФРГ - 37, Франции - 32 человека).

Чрезвычайно характерно в этом плане положение с социологией. Впервые в 1989 году состоится выпуск 100 социологов - профессионалов. По оценкам специалистов, чтобы выйти на уровень мировой обеспеченности, их надо для нашей страны 60 - 70 тыс. человек. Аналогичная ситуация с психологами, юристами...

Беседу вела Л. ШАРДАКОВА.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно