Профессионально-техническое обучение, осуществляемое в учреждениях и на предприятиях, является в европейских капиталистических странах одной из главных форм получения производственной квалификации. Однако, если обратиться к фактам...
* Серьезный разрыв с требованиями научно-технической революции существует в области профессионального обучения и повышения квалификации в странах капитала, где стремление к наживе особенно обострило все противоречия. С одной стороны, монополии вынуждены в какой-то степени учитывать нужды образования, с другой - все меры, связанные с профессиональным обучением и дальнейшим его усовершенствованием, они подчиняют получению наибольшего барыша. В результате основная масса рабочих- учеников на производстве получает одностороннюю, узко- специализированную подготовку.
* В ФРГ профессиональное обучение молодых кадров на производстве почти полностью находится в частных руках. При этом в 1970 г. во "непроизводственных центрах профессионального обучения насчитывалось всего 23 тыс. мест, подавляющее же большинство проходило выучку "ремесленными методами", по канонам средневековой цеховой организации труда. В крупной промышленности, например, в концерне Крупна, производственное обучение ведется по узкоспециальным профилям, зачастую с дробной профессиональной подготовкой. Так, по специальностям слесаря, машиностроительного рабочего и электрика лишь 20% квалифицированных рабочих прошли годичное обучение, а 45% рабочих (для работ подсобного и контрольного типа более низкой квалификации) - двухгодичное обучение. Что касается молодых рабочих, то 7з их вообще не получила какой-либо квалификации.
Из-за нехватки преподавателей в ФРГ в среднем на профессиональное обучение вместо предписанных 8 - 12 часов отводится не более 6-ти. Только в этой области не хватает 15 тыс. мастеров производственного обучения. В ФРГ только за последние 15 лет число мест для производственного обучения учеников сократилось вдвое. Так, на заводах концерна "Фольксваген" в Вольфсбурге занято около 55 тыс. человек, профессионально- техническое образование получает менее 2% от общего числа занятых.
* Кризис системы профессионально-технического образования оказался особенно тяжелым для девушек и молодых женщин. Качество получаемого ими профессионально-технического образования намного хуже, чем у мужчин. Свыше 90% учеников на предприятиях ФРГ со значительно сокращенным сроком обучения - девушки.
* Кризис системы образования и безработица среди молодежи помогли государственным органам ФРГ решить некоторые проблемы, связанные, в частности, с трудностями комплектования бундесвера. Если во второй половине 60-х - начале 70-х годов бурно росла численность отказавшихся от службы в армии, то обещания руководства бундесвера "гарантировать профессионально- техническое образование", "обеспеченные рабочие места" для 500 специальностей упали на благоприятную почву: число добровольцев в армию ФРГ в 1974 г. возросло на 38% прежде всего за счет отчаявшихся найти работу или место для получения профессиональной подготовки.
* В Италии почти 2/3 молодых людей, вступающих на трудовой путь, не имеет минимального профессионально-технического образования.
* Во Франции ежегодно на рынок труда приходит около 250 тыс. молодых рабочих, не получивших профессионально-технического образования. Всего во Франции около 40% рабочей молодежи не имеет профессионально-технического образования. Более 40% безработных - это молодые люди. Последствия нынешнего кризиса системы образования многие будут чувствовать всю жизнь, ибо оказываются потерянными годы, ценнейшие с точки зрения повышения общего и профессионально-технического образования.