Примерное время чтения: 4 минуты
95

НОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ. ОБРАЗОВАНИЕ ДОСТУПНО ВСЕМ

СССР - СТРАНА С САМЫМ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ. У нас оно общедоступное, бесплатное, а в средних школах к тому же обязательное. Чтобы продолжить учебу в среднем специальном или высшем учебном заведении, нужны только соответствующая общеобразовательная подготовка и желание постигать науку дальше. Причем потребность в специалистах и квалифицированных рабочих в связи с техническим перевооружением производства и расширением научно- исследовательской базы страны постоянно растет. Поэтому, формируя нового человека, мы стремимся повышать эффективность работы всех звеньев образования и подготовки кадров, воспитывать у молодежи коммунистическое отношение к труду. Наше государство не жалеет на это ни сил, ни средств. Иной подход на Западе, где возможность учиться все больше становится привилегией детей материально обеспеченных родителей. (См.: "АиФ" NN 3, 19, 21, 24, 30 за 1983 г.).

* Ныне среди населения СССР, включая все нации и народности, достигнута сплошная грамотность.

* За годы Советской власти более 98 млн. человек в СССР получили среднее образование. Свыше 18 млн. окончили техникумы и другие средние специальные учебные заведения. Примерно столько же специалистов за это время подготовлено вузами. Высшее и среднее (полное и неполное) образование имеют 85 проц. занятого населения.

* Различными видами обучения в стране охвачено более 103 млн. человек, из них 44 с лишним млн. - школьники, свыше 5 млн. - студенты институтов и университетов.

* В СССР 143 тыс. школ. Обучают детей почти 3 млн. учителей.

* По данным ЮНЕСКО, в СССР на одного учителя в среднем приходится 14 учащихся. Это лучший показатель в мире. В Японии на одного учителя - 26 учащихся, в ФРГ - 23, в Великобритании - 22, в Италии и США - 19.

* До Великой Октябрьской социалистической революции на территории Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Армении не было ни одного высшего учебного заведения. Ныне каждая из этих республик по числу студентов (пропорционально населению) превосходит такие развитые капиталистические страны, как Великобритания, ФРГ, Италия.

* В дореволюционном Казахстане из 100 детей школьного возраста учился всего один ребенок. Лишь 22 казаха сумели получить тогда высшее образование. Сегодня из 15,4 млн. жителей республики 3,3 млн. - школьники и больше 0,5 млн. - учащиеся средних специальных и высших учебных заведений.

* В народном хозяйстве Белоруссии трудится сейчас более 1 млн. выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Это впятеро больше, чем было во всей дореволюционной России. В республике в 33 высших и 136 средних специальных учебных заведениях высококвалифицированными кадрами готовятся специалисты почти по 200 специальностям.

* В Молдавии в 1940 г. на 10 тыс. населения приходилось 10 студентов, сейчас -125. За это же время численность научных работников увеличилась в республике с 200 человек до 9 тыс. Среди них 3700 докторов и кандидатов наук.

* Численность научных работников составляет в СССР 1,4 млн. человек.

Эти цифры свидетельствуют о том, что за годы Советской власти в области народного образования произошел огромный скачок.

Современный уровень развития производства в нашей стране ставит перед народным образованием все новые задачи. Для более полного их решения в ближайшее время намечается провести реформу общеобразовательной школы и системы профессионально-технического образования. Целью реформы является разработка такой системы, которая обеспечила бы воспитание высокой гражданственности, глубокого понимания политики партии, способствовала гармоничному развитию молодых людей, давала хорошую подготовку для высокопроизводительного труда в народном хозяйстве.

В своем выступлении на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов сказал: "Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения.

Подготовила А. Маринина.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно