* До 6 тыс. фунтов стерлингов в год стоит обучение в высших учебных заведениях Англии и по карману лишь избранным.
* В 70-е годы выпускники Оксфорда и Кембриджа - наиболее престижных университетов Англии -составили 69,3% высших государственных служащих, 80% послов Великобритании, 84,6% судей, 77,5% высшего духовенства, 60,4 % директоров банков и управляющих крупнейшими промышленными и финансовыми компаниями.
* 60% первокурсников, обучающихся на дневных отделениях британских вузов, - из высших слоев населения.
МАНИПУЛИРУЯ статистическими данными и "результатами" собственных исследований, буржуазная пропаганда пытается представить дело так, чтобы читатель сам пришел к выводу: в СССР существует такое же социальное неравенство в получении высшего образования, как и на Западе. Давайте разберемся...
"ФАБРИКА ДЖЕНТЛЬМЕНОВ"
Англия обладает старейшей в мире системой высшего образования. Первый английский университет был открыт еще в XII веке. Сейчас число вузов достигло 850, а количество обучающихся в них студентов превысило 700 тысяч. По данным ЮНЕСКО, дети рабочих и фермеров составляют 27,2% английских студентов - явно больше, чем в других развитых капиталистических странах. Однако доля рабочих в самодеятельном населении страны составляет 71,5%, что почти в 3 раза превышает их процент в студенческом контингенте. Согласно докладу министерства образования и науки, 60% первокурсников на дневных отделениях британских вузов - из высших слоев населения.
Таким образом, мы опять являемся свидетелями троекратного несоответствия социального состава студенческого контингента социальной структуре общества. Еще заметнее это несовпадение в ведущих британских университетах, куда попадает примерно 10% всей молодежи. Обучение в высших учебных заведениях страны стоит очень дорого - до 6 тыс. ф. ст. в год и, естественно, по карману лишь избранным. Показательно, что выпускники частных школ, где учатся дети очень богатых родителей, составляя лишь 4% от общего числа учащихся, получают 65% мест в наиболее престижных Оксфордском и Кембриджском университетах и еще 25% - в остальных университетах. Таким образом, диплом, полученный после окончания Оксфорда или Кембриджа, - это не только и не столько свидетельство о полученных навыках и знаниях, а, главным образом, своеобразная печать "фабрики джентльменов". В 70-е годы выпускники двух вышеупомянутых вузов составили 69,3% высших государственных служащих, 80% послов Великобритании, 84,6% судей. 77,5% высшего духовенства, 60,4% директоров банков и управляющих крупнейшими промышленными и финансовыми компаниями. Элитарный характер образования в Англии вынуждены признать многие буржуазные ученые. "Неравные возможности в образовании у детей из различных классов остаются стабильными, - говорит специалист в области образования А. Холси, - а условная картина неуклонной тенденции к равенству оказалась просто... мифом".
"ДЕЛО ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ"
Советское государство с первых лет своего существования сделало важнейшим звеном реформы высшей школы открытие широкого доступа в нее тем, кто ранее был лишен возможности учиться в вузе. Только после социалистической революции смогли распахнуться двери университетов и институтов перед детьми крестьян и рабочих. В этом - одно из коренных отличий советского высшего образования от западного.
Мы также можем с гордостью заявить, что в любой из наших союзных республик, считавшихся до революции краем невежества, численность студентов на 10 тыс. населения намного выше, чем в "просвещенной и цивилизованной" Великобритании (например, в Туркмении - 125, в Великобритании - 88).
Пока еще нельзя сказать, что социальный состав студенчества в СССР точно отражает социальную структуру населения, но в целом дети рабочих и крестьян составляют от половины до 2/3 студентов советских вузов, чем не может похвастаться ни одна капиталистическая страна. Даже в Москве, где количество служащих превышает количество рабочих, процент студентов - выходцев из семей рабочих и колхозников приближается к 40. У нас в стране нет такого барьера на пути к высшей школе, как высокая плата за обучение; проживание в общежитии составляет всего лишь 2- 3 рубля в месяц, в то время как в Англии стоимость высшего образования неуклонно повышается, а место в общежитии стоит студенту в год столько, сколько три года его учебы в вузе. Часто, оканчивая вуз, английский студент оказывается опутанным долгами банку, дававшему ему ссуды на покрытие стоимости обучения, проживания, сдачи экзаменов, пользования библиотекой и т. д.
В нашей стране нет дискриминации женщин в высшем образовании. В составе студентов вузов их насчитывается 52,4%. В Англии же проблема дискриминации по признаку пола стоит довольно остро. И даже те, кто получил доступ к высшему образованию, сталкиваются с различными ограничениями. Женщины, как правило, проходят подготовку по непрестижным и поэтому малооплачиваемым специальностям.
Совершенно иная картина в нашей стране: женщин, обучающихся в вузах, готовящих специалистов для промышленности, транспорта, строительства и связи, - 42%. сельского хозяйства - 34%, экономики и права - 69%, здравоохранения, физкультуры и спорта - 58%, просвещения и искусства - 70%.
Все эти цифры важны не столько сами по себе, сколько как показатель общественного прогресса, достигнутого при социализме. Английский эксперт по советской системе образования Н. Грант из университета в Глазго в своей книге "Советское образование" пишет: "Мы все еще склонны считать образование скорее делом личной выгоды, чем средством прогресса общества Многие из нас, если признаться честно, склонны считать образование роскошью или привилегией. В СССР же образование считается делом первостепенной государственной важности".