Примерное время чтения: 6 минут
130

В США свыше 2,5 тыс. университетов и колледжей. Плюсы и минусы американского образования

Достижения американских ученых во многих областях знаний заставляют задуматься об их причинах. "Одной из составляющих успеха, - говорит доцент МГУ Б. НОТКИН, побывавший недавно в США, - является тесное взаимодействие науки и образования, превратившее американские университеты в мощный двигатель научно-технического прогресса". Об этом его рассказ.

КАЖДАЯ СТРАНА имеет объекты законной гордости. В Америке таковыми, бесспорно, являются лучшие университеты.

Американцы считают, что место державы среди других в долгосрочном плане гораздо надежнее определять не по тоннам выплавленной стали, а по количеству нобелевских лауреатов, а их американские университеты дали больше, чем СССР, Япония, ФРГ, Франция, Италия, вместе взятые.

Познакомившись поближе с ролью университетов в жизни американского общества, убеждаешься: не потому они хороши, что Америка богата, а потому Америка и богата, что имеет такие университеты. Существует ряд особенностей, резко отличающих американские университеты от наших вузов.

Первое - жесткая состязательность. По каждому направлению науки есть пять - десять университетов высокого класса, стремящихся путем привлечения лучших исследователей, лекторов и студентов подняться над конкурентами.

В прямой зависимости от достигнутого уровня обучения находятся размеры ассигнований от различных фондов и фирм. Таким образом, завысив студенту оценку на экзаменах или проголосовав за переизбрание слабого преподавателя, профессор ставит под удар свое личное благополучие, которое тесно увязано с качеством конечной продукции.

КОГДА СОСЕД - ЭЙНШТЕЙН

В США даже в частных университетах (значительную часть финансовых поступлений которых составляет плата студентов) учатся не просто те, кто может выложить за обучение около 15 тыс. долл. за год, а кто при этом еще и соответствует их весьма высоким требованиям. Наравне с частными университеты штатов, подобно магниту, стремятся притянуть к себе таланты. Ярко одаренному абитуриенту специальные фонды помогут оплатить учебу и даже дадут стипендию. Правящий класс и страна в целом рассматривают таланты как главное национальное достояние.

Что могут предложить частные университеты по сравнению с университетами штатов, чтобы оправдать гораздо большую плату за обучение?

В первую очередь более непосредственное общение с наставниками. В Корнелле, прогуливаясь по кампусу (т. е. по территории, где располагаются учебные здания, исследовательские лаборатории, общежития и домики профессуры), мы наткнулись на скромный особнячок, где последние годы жил и работал А. Эйнштейн.

Постоянное внеаудиторное общение студентов и аспирантов с лучшими умами страны - отличительная черта американских университетов. Так, в кампусе Корнелла присутствует около 10 нобелевских лауреатов. Интересна и практика поддержания разнообразных связей университетов со своими выпускниками, которые оказывают помощь "альма матер", в том числе и силой своего примера. Для элитарных заведений ассоциации выпускников - эффективный институт рекрутирования кадров для правительства. Скажем, питомцы Принстона Ф. Карлуччи и Дж. Шульц ныне занимают посты министра обороны и госсекретаря.

СТУДЕНТ СТУДЕНТУ РОЗНЬ

Поведение студентов престижных американских университетов зримо контрастирует с манерами их советских сверстников. Во время перерывов между занятиями, в солнечный денек, они размещаются поодиночке на травке газончиков, штудируя конспекты или учебники. Наши любят собираться группами и что-нибудь оживленно обсуждать. Мне кажется, дело здесь не только в демонстративном индивидуализме первых и искреннем коллективизме вторых.

Я разговаривал со студентами Принстона, Иеля, Корнелла: в будний день с 9 утра и до 10 вечера их время, как правило, плотно расписано. Поболтать можно лишь на вечеринке раз-два в неделю. Остальные часы отданы занятиям на лекциях и семинарах, с книгой или компьютером, на стадионе. И если уж говорить о воспитании трудом, то студенты элитарных университетов Америки приучены к его самому тяжелому виду - интеллектуальному. На вопрос, что заставляет столь напряженно работать, когда рядом столько развлечений, мне ответили: "Университет может так много дать, что обидно было бы это упустить". Кроме того, в награду выпускник престижного университета, имеющий высокие оценки в дипломе, получает реальные и существенные преимущества при устройстве на работу и в дальнейшей карьере.

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

К аудиторной встрече и студент, и преподаватель приходят после хорошей домашней подготовки. Профессор стремится принести новое, при этом ему не нужно тратить время на согласование и утверждение своего курса. Логика проста: если человек достоин преподавать в университете, он вправе самостоятельно выбирать учебники, методику и темы.

Профессиональной раскрепощенностью преподаватель обязан и отсутствию в американских университетах "иерархии начальников". Должность основного университетского руководителя - заведующего кафедрой для всех без исключения временная.

ПОСТЭЛЕКТРОННОЕ ОБЩЕСТВО?

В близкой мне области - обучении иностранным языкам - всевозможные телекомпьютерные программы для самостоятельных занятий делают их занимательнее и разнообразнее, но кардинально мало что меняется. Иностранные языки из-за пренебрежения учителей к методике их преподавания и слабом интересе студентов к этому предмету в США знают слабо. А переводчиков, как неоднократно отмечали американские русисты, у нас вообще готовят намного лучше, не имея всех этих хитроумных приспособлений.

Больше всего меня поразила легкость обращения с компьютерами. За несколько часов любой может овладеть элементарными навыками их использования.

"ОПИУМ ДЛЯ ЭЛИТЫ"

Должен признаться, что, поскольку я читаю в МГУ курс "Язык и пропаганда", не мог удержаться от просьбы заказать мне несколько обзоров положения в СССР, которые составляют 200 аналитиков при радиостанции "Свобода" на основе обработки советской прессы, радиоперехвата и "конфиденциальных источников информации". Постоянными абонентами этой линии являются американские агентства и фирмы, ведущие дела с СССР, издатели газет и, конечно, центры русских исследований университетов.

Обзоры написаны крайне лаконично, без грамма воды или эмоций, предельно насыщены информационно. Аналитический уровень, однако, ниже всякой критики. Не видно даже попытки серьезного анализа. Методика оглупляюще примитивна: сообщается только о наших неприятностях, неудачах, недовыполнениях, выступлениях против...

Так чудеса электроники сопрягаются с политическими атавизмами. По правде говоря, обзоры меня глубоко разочаровали - раньше я был уверен, что, в отличие от широкой публики, уж правящие-то круги США получают объективную картину всего происходящего в СССР. А тут "опиум для элиты".

ЗА УДОВОЛЬСТВИЕ НАДО ПЛАТИТЬ

В частных беседах с принимавшими нас профессорами мы интересовались их доходами. По американским стандартам они невелики, значительно уступают доходам адвокатов и врачей, не говоря уже о мире бизнеса. Пока не защищена диссертация, да и после, когда надо платить за обучение детей и взносы за дом, который обычно покупается в рассрочку, - живут скромно. Позволить себе свободные траты можно, лишь когда дети встали на ноги, а дом стал собственным.

Но занятие любимым делом, возможность профессионального и интеллектуального самовыражения берут верх над материальными соображениями.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно