Примерное время чтения: 4 минуты
92

Общество неравных возможностей

25 МАЯ звенит последний школьный звонок - и целое поколение впервые в своей жизни оказывается на перепутье: куда дальше?

Много лет назад демократия начиналась с великой американской мечты об обществе равных возможностей. Каждый имеет одинаковые шансы на успех независимо от того, где родился: под забором или под балдахином. Наша мечта тоже была великая, ничуть не меньше, чем американская. "Молодым везде у нас дорога", - пелось в старой советской песне.

Группа ученых Института социологии РАН под руководством профессора Владимира ШУБКИНА и доктора социологии Давида КОНСТАНТИНОВСКОГО уже много лет следит за тем, как изменяется золотой миф о равенстве возможностей. Какие виды на будущее имеют представители разных слоев общества? Как растут или падают их шансы на поступление в институт?

ВРЕМЕНА не выбирают. Одни поколения - желанные дети. Они входят в жизнь, когда их ждут места в институтах и на предприятиях. Другие застают времена, когда возможности ограниченны, а перспективы проблематичны.

60-е годы, например, были, как нарочно, созданы для поступления в вуз. В жизнь вступали дети войны - их было мало. А народное хозяйство развивалось и вширь и вглубь. В 80-е среднее образование стало массовым. В выпускных классах бок о бок сидели те, кто твердо нацелился на институт, и те, кто в прежние годы давно оставил бы школу. Так что конкурс стал жестче.

В 90-е годы шансы на поступление у всех резко возросли. Раньше в институтах оказывалось 40% выпуска, теперь почти две трети. Объяснение простое - кризис. Сегодня в 11-й класс попадают самые сильные - те, кто твердо решил, что может позволить себе дальнейшую учебу. Высшее образование превратилось в дорогое удовольствие. Дело даже не в том, что за него надо платить. Просто далеко не каждая семья может содержать студента. И снова, как 40 лет назад, школу заканчивает чуть больше трети первоклашек.

Времена приходят и уходят. Однако картина принципиально не меняется. Взгляните на таблицу - 40 и 20 лет назад дети из высших слоев составляли третью часть школьного выпуска, а среди первокурсников их было уже в 2 раза больше. Дети рабочих и крестьян все дальше и дальше от победы.

Наше время побило все рекорды. Среди окончивших школу элиты оказалось больше, чем всех остальных. При застое отпрыски руководителей составляли двадцать пятую часть выпуска. А в 90-е - более четверти. Доля же детей рабочих и крестьян уменьшилась в 2,5 раза. Аутсайдеры теперь "не доживают" даже до диплома о среднем образовании, не то что до института. Зато на планы элиты не повлиял ни ужесточившийся конкурс 80-х годов, ни материальные трудности 90-х.

Нет дороги - иди в педагоги

ПОСТУПИТЬ в институт - это еще не все. Важнее - куда поступить. Дефицит делят между собой дети шефов.

Например, в 90-е годы самыми престижными профессиями считались юрист, банкир и бизнесмен. Так вот детей руководителей было чуть больше четверти от выпуска. И 41% от тех, кто планировал поступить в институты, связанные с экономикой, финансами и юриспруденцией. А на первом курсе таких вузов их уже без малого половина. "Простые смертные" потеснены не только в жизни. У них и мечты-то гораздо скромнее. Три четверти поступивших детей высшего звена начали учиться на финансистов и юристов. Три четверти поступивших детей крестьян оказались в педвузах.

Золотое сито

"40 и 20 лет назад, - говорит один из исследователей Давид Константиновский, - шансы на поступление в большей степени определялись принадлежностью к семье руководителя. А теперь больше дает то, что школа находится в крупном городе".

Впрочем, в крупных городах все места в выпускных классах - под детьми руководителей. До перестройки обычным делом было, когда сельский учитель или инженер провинциальной фабрики отправляли сына или дочь учиться в какой-нибудь большой город. Теперь интеллигенция оказалась в таком положении, что, увы...

"Одни дети уже на жизненном старте уступают дорогу детям руководителей своих отцов и матерей! - сокрушается Давид Константиновский. - Получается, что неравенство не только сохранилось, но и возросло. И даже помолодело. Образование становится привилегией!"

Кстати говоря, слова "пол женский" понижали шансы на поступление в 60-е годы на 2,4%, в 80-е - на 6,2%, в 90-е - почти на 12%.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно