Примерное время чтения: 7 минут
103

СОПОСТАВИМ. ДВЕ ШКОЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

СССР. ЦЕЛЬ: ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

У СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ давняя высокая репутация в мире как учебного заведения, дающего глубокие и обширные знания, Советская школа уникальна в том плане, что, являясь массовой, она предоставляет всем ученикам, независимо от их видов на будущее, насыщенную программу общего образования. Она включает 10-летний курс изучения математики, 6-летний - физики, 5-летний - химии, 7-летний - иностранного языка и т. д. Такая программа в большинстве стран капиталистического мира рассчитана лишь на тех, кто готовится поступать в колледж или университет.

Но стремительный бег времени, растущие общественные запросы предъявляют все более высокие требования к качеству образования. Необходимо научить молодежь активно применять полученные знания в жизни, развивать познавательную активность, творческие потенции личности. Реформа школы предполагает пересмотр содержания общего образования, приближение его к жизни, введение в школьную практику активным методов преподавания.

Больше внимания уделяется удовлетворению специальных интересов и развитию способностей ребенка путем факультативных занятий, внеклассной деятельности в кружках, клубах, научных обществах. Ведущее место отводится соединению обучения с производительным трудом учащихся, учитывается необходимость сочетания умственного труда учащихся с физическим. Причем это должно носить не узкоремесленный, а политехнический характер.

Трудовой деятельности учащихся отводится более солидная материально-техническая база, ученический труд теснее связывается с трудом взрослых, соединяется с базовыми предприятиями в городе и на селе, приобретает подлинно общественно-полезный характер. По окончании любого типа полной средней школы молодой человек овладевает одной из профессий.

Реформа направлена на улучшение условий нелегкого и чрезвычайно ответственного труда учителя, в частности на сокращение наполняемости классов и продолжительности рабочего дня. Значительно (на 30 - 35 проц.) возрастает заработная плата учителей - одно из важнейших условий престижа учительства. Вводится система значительных доплат наиболее квалифицированным учителям.

Реформа советской школы призвана способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности вступающих в жизнь, дать им хорошую профессиональную подготовку, уверенность в собственных силах и в завтрашнем дне.

США. НЕРАЗРЕШИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ

ИНОЙ ХАРАКТЕР и цели имеет реформа школьного образования в США.

Социально-экономический аспект образования, стремление использовать его возросшие возможности в конкурентной борьбе на мировом рынке лежат в основе школьной политики и тех преобразований школьной системы, которые происходят в последнюю четверть века в США. Начиная с 1957 г., когда обнаружилось отставание Соединенных Штатов от СССР в области освоения космоса, официальные круги Вашингтона забеспокоились: "Мы подвергаемся величайшей опасности проиграть титаническое соревнование с Россией в освоении космического пространства; борьба, которую мы ведем сейчас, может быть выиграна или проиграна в школьных классах Америки" (эти слова принадлежат Дж. Кеннеди).

То же беспокойство звучит и сегодня в выступлениях членов комиссии по школьной реформе: "Наша страна в опасности. Наша когда-то непревзойденное превосходство в промышленности, торговле, науке, технике подрывается конкурентами во всем мире. Если мы хотим сохранить и увеличить то незначительное преимущество, которое сейчас имеем на мировом рынке, мы должны направить все свои усилия на реформу нашей системы образования".

Первый раунд реформы относится к концу 50-х - началу 60-х годов. Под воздействием требований научно-технической революции, растущего социального спроса американских трудящихся на образование полная средняя школа с 12- летним курсом обучения заметно расширила свой контингент. Число обучающихся в старших (10 - 12-х классах) возросло с 1950 г. более чем в 2 раза (с 6,4 млн. до 14 млн. человек).

Однако школа оказалась неспособной произвести существенные качественные изменения. Доминирующая в буржуазной идеологии доктрина "элиты и толпы" задает тон в решении вопроса, чему и как следует учить в массовой средней школе.

В США нет государственных учебных планов и программ, единых требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Деятельность общественных школ строится на ложном демократическом принципе "свободного выбора предметов". Так, выходцы из высших слоев общества, ориентирующиеся на требования престижных вузов, выбирают академические предметы (алгебру, геометрию, физику, химию, литературу, иностранные языки и т. п.).

Выбор же предметов у основной массы учащихся (75 проц.) ограничен утилитарными курсами типа "косметика", "математика потребителя" и т. п., лишенных научного содержания и не дающих широких знаний.

Преобразования в школьном деле в США в последние десятилетия носили явно конъюнктурный характер. Технократы, направлявшие реформу, призывали к углублению дифференциации обучения. В подготовке интеллектуальной элиты слились воедино усилия частных привилегированных школ - давних бастионов высокого академизма - и государственных школ в состоятельных школьных округах, получавших львиную долю средств по закону 1958 года. Все это, а также реорганизация высшего образования, повышение в нем роли исследовательских работ заметно увеличили число инженерно-технических специалистов высшей квалификации, обеспечили ими новые отрасли производства, на определенном этапе позволили США обогнать своих конкурентов.

Однако односторонняя ориентация реформы на интеллектуальную элиту породила серьезные социальные, экономические, педагогические проблемы, которые выявились в 70-е годы, привели к кризису школьного образования.

Второй раунд реформы школьного дела приходится на начало 80-х годов. Пренебрежительное отношение к подготовке основной массы учащихся, а также отсутствие каких-либо общенациональных стандартов образования привели к тому, что из года в год стали снижаться требования к знаниям учащихся, облегчаться учебные программы в массовых школах. В последние годы в этих школах (особенно в крупных городах) шел интенсивный процесс разрушения организованного обучения. Поощрялось приобретение знаний в "потоке жизни".

Сокращалась роль, традиционных предметов - родного языка, математики, естествознания. Они включались в разряд предметов по выбору, и примечательно то, что их избирало все меньшее число старшеклассников. В результате появилась стойкая тенденция к снижению качества общеобразовательной подготовки молодежи, оканчивающей полную среднюю школу.

Правительственная комиссия, назначенная Р. Рейганом и опубликовавшая в 1983 г. доклад под многозначительным названием "Нация в опасности", признало, что "фактически учебные программы напоминают кафетерий, где закусками и десертом заменяют основные блюда".

Американский президент вынужден был также признать, что "более десятой части 17-летних молодых людом США могут считаться практически неграмотными; всего шестая часть выпускников средней школы США изучает более или менее полный курс математики и естественных наук".

Характерной тенденцией стал всевозрастающий разрыв между академическими частными учебными заведениями и массовыми школами. Последние все чаще демонстрируют неспособность выполнить по отношению к большинству учащихся даже элементарные функции - дать прочные навыки чтения, письма, счета.

"Учебные заведения страны испытывают острую нехватку средств, и это ведет к свертыванию важнейших программ обучения, к недостатку квалифицированных учителей, снижению качества преподавания, а зачастую и к закрытию школ. Основная причина такого катастрофического положения - проводимая Белым домом экономия на социальных программах с целью форсирования гонки вооружений" - указывалось на съезде Национальной ассоциации просвещения в июле этого года.

Большое место в рекомендациях специальных комиссий по изучению школьного дела в стране уделено школьной дисциплине, положению учителя и др.

Однако и те немногие конструктивные предложения, которые содержатся в документах этих органов, вряд ли будут реализованы. Если осуществление реформы советской школы базируется на солидной материальной базе, то предложения американских комиссий остаются благими пожеланиями, адресованными местным властям и имеющими к федеральному правительству весьма косвенное отношение.

* * *

Полный текст статьи см. в журнале "США: экономика, политика, идеология", 1984, N 11

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно