Примерное время чтения: 6 минут
307

ЛИЦО "СВОБОДНОГО" МИРА. Студенческое движение на Западе

В СЕРЕДИНЕ 60-х годов страны капиталистического мира потрясла мощная волна студенческих бунтов, ставших одним из проявлений кризиса не только буржуазной системы образований, но и капиталистического строя в целом. По- разному выражался этот бунт. Одни пошли на баррикады, другие - в "контркультуру", отрицалось многое, почти все.

Буржуазные пропагандисты, окрестившие студенческое движение 60-х "молодежной революцией", и по сей день пытаются объяснить его "конфликтом поколений", "антиавторитарным импульсом", присущим молодежи вообще, и даже выдают его за показатель "демократизма" порядков "свободного мира".

ВОССТАНОВИМ ИСТИНУ

Западная молодежь через создание своей "контркультуры" искала новый, более гуманный образ жизни, открывающий широкий простор для развития личности в рамках буржуазного общества. Среди студентов было распространено повальное увлечение сочинением всяческих утопий, возникали аскетические коммуны хиппи, внешне порывавшие с обществом потребления.

В основе студенческого движения 60-х годов лежал кризис традиционных потребительских идеалов и моделей поведения западного общества. Следует подчеркнуть, что это движение развивалось на фоне экономического подъема. Государство, университеты, средства массовой информации пропагандировали "безграничное процветание и изобилие", якобы гарантированное научно-техническим прогрессом. Поэтому и протест в то время был направлен против подавления индивидуума общественными институтами, против уготованной молодым судьбы "винтика в системе".

Но уже с начала 70-х годов становится асе более очевидным, что резона для экономического оптимизма больше нет.

ЕСЛИ ОБУЧЕНИЕ НЕ ПО КАРМАНУ

* За пределы досягаемого взлетела плата за обучение в вузах и колледжах США.

С 1965 г. стоимость обучения поднялась в государственных учебных заведениях на 112 проц., а в частных - на 142. При этом следует учесть все возрастающие расходы на транспорт, питание и т. д.

* В Англии правительство тори намерено довести плату за обучение в университетах до 12 тыс. фунтов в год, что равно сумме годового заработка нескольких рабочих.

* Во многих странах Запада в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению числа студентов - выходцев из семей трудящихся. Яркий пример - Франция. Здесь лишь один из 20 детей рабочих может позволить себе учиться в высшей школе, - 70 - 80 проц. принятых на первый курс не могут из-за отсутствия материальных условий окончить учебу.

* Остро стоит проблема жилья для студентов. В Великобритании лишь 35 проц. из них имеют возможность жить в общежитиях, в Австрии - 16 проц., в Швеции - 30, в Швейцарии - 5 процентов.

* В Австрии стипендии получают 14 проц. учащихся, в Бельгии - 10, в Швейцарии - 25, в Норвегии - 10 процентов.

В Швеции около 80 проц. студентов прибегает к займам, которые нужно выплатить после завершения учебы в вузе. Все большее число студентов вынуждено работать, чтобы оплатить свое обучение. В 1982 г. в Швеции насчитывалось 70 проц. работающих учащихся, в Норвегии - 60, в Австрии -70 процентов.

Свидетельствует журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт": Мелисса Соломон, студентка Принстонского университета, вынуждена работать, чтобы оплатить свою учебу. Обучение в Принстоне стоит 11 тыс. долл. в год, т. е. половину годового дохода хорошо оплачиваемого работника. Даже получая государственную и университетскую стипендии, помощь от родителей и заем (под проценты), она не может покрыть расходы на обучение. Чтобы заработать недостающие 2 тыс. долл., ей приходится работать по 30 часов в неделю в течение учебного года и все каникулы.

Многие студенты, заканчивая учебу, остаются должны своим университетам.

Характерной практически для всех капиталистических стран является тенденция к свертыванию высшего образования. Это происходит из-за повышения стоимости обучения, сокращения дотаций студентам, широкого распространения займов взамен стипендий, из-за закрытия вузов.

РАБОТА НЕ ГАРАНТИРУЕТСЯ

* Во Франции из 100 обладателей дипломов в среднем лишь 30 имеют шансы найти работу, соответствующую их квалификации.

* В США около 1,3 млн. специалистов с дипломом о высшем образовании не получают работы с начала 70-х годов.

* В 1982 г. для 1600 выпускников высших педагогических учебных заведений Австрии вакантными были только 200 мест.

На Чрезвычайной конференции Компартии США (апрель 1982 г.) подчеркивалось, что протест студенческой молодежи теперь все чаще направляется не против отдельных явлений американского образа жизни, а против самих принципов, на которых базируется капиталистический строй, его экономическая и социальная система, мораль и культура.

Что же, кроме этого, вызывает недовольство прогрессивного студенчества капиталистических стран?

ПРОТИВ МИЛИТАРИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

* В марте 1982 г. студенческие организации США провели в крупнейших городах страны массовые демонстрации против гонки вооружений.

* В июне 1982 г. более 1200 молодых демонстрантов было арестовано полицией во время блокады Ливерморской лаборатории (Калифорния), где ведутся военные исследования.

* В августе 1983 г. в университетских городах Беркли и Гарвард студенты и преподаватели пикетировали лаборатории, где ведутся разработки ядерных проектов для вооруженных сил США.

* В октябре 1983 г. состоялась трехтысячная демонстрация у ворот "лаборатории смерти" в Кембридже, где создаются системы наведения ядерных ракет.

* В рамках организации "Объединенные университеты за предотвращение ядерной войны" действует более 20 тыс. добровольцев.

* 20 октября 1983 г. все вузы ФРГ приняли эстафету протеста в рамках недели действий за ядерное разоружение. "Этот протест, - было сказано в заявлении, - становится прямым вызовом системе, которая потеряла связь с народом".

* Недавно только в США студенты 335 университетов страны приняли участив в семидневной общенациональной кампании за запрещение ядерного оружия.

* Если в 60-е годы студенты клеймили аморальность войны как таковой, то особенность нынешнего этапа антивоенной борьбы состоит в ее связи с борьбой за социально- экономические права молодежи. Сокращение ассигнований на образование прямо связано с гонкой вооружений. Это прекрасно понимает вся прогрессивная молодежь.

Студенты США и Западной Европы идут рука об руку с теми, кто говорит "нет" американским ракетам на европейской земле.

Советские телезрители постоянно видят телерепортажи из ФРГ, Италии и других капиталистических стран о суровом подавлении властями антиракетного движения, наглядно подтверждающие "демократизм" порядков "свободного мира". Выводы однозначны: под неколебимой защитой аппарата подавления и устрашения находятся классовые интересы монополий. Тем же, кто отстаивает свои права, - водометы, резиновые дубинки и пули, аресты и тюрьмы. Все это еще раз подтверждает тот факт, что буржуазная "демократия" есть лишь форма диктатуры буржуазии, в протесте против которой все громче звучит голос студенчества Запада.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно