Примерное время чтения: 6 минут
150

КАПИТАЛИЗМ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА. Кризис системы образования

БУРЖУАЗНЫЕ ФАЛЬСИФИКАТОРЫ педагогики, всячески извращая достижения советской системы образования, постоянно превозносят мнимые "заслуги" образования в капиталистическом мире.

Какими же чертами в действительности характеризуется современный этап развития системы образования в капиталистических странах Запада?

Характер буржуазной школьной политики определяется в решающей степени прямой зависимостью от капиталистических общественных отношений. Основное направление деятельности в этой области - сохранение монополии господствующих классов на получение образования. Можно говорить о наличии двух систем образования - для детей привилегированных социальных групп и детей трудящихся. Так, в вузы ФРГ поступают только 8 проц. выходцев из семей рабочих, Франции - 12 проц. Резко ограничены права на получение образования женщин и представителей национальных меньшинств. Например, выпускницы женских средних школ, где дается сокращенный объем знаний, в Японии и ФРГ лишены права поступать в высшие учебные заведения. В школах США преподавание ведется только на английском языке без учета интересов национальных меньшинств.

Различные американские исследовательские организации, обеспокоенные низким уровнем грамотности, указывают на то, что школа в США учит плохо и совсем не тому, что нужно.

ПЕДАГОГИКА? НЕТ, ПОЛИТИКА

В штате Флорида, например, в ущерб овладению чтением, счетом и письмом приоритет отдается доскональному изучению вопроса о "коммунистической угрозе". Учителя обязаны наставлять старшеклассников на путь истинный, знакомя их с "опасностью коммунизма и путями борьбы с ним". Так гласит закон, принятый во Флориде в начале 60-х годов. В нем говорится, что "ни один учитель, ни одно учебное пособие не должны представлять коммунизм как строй, которому отдается предпочтение перед системой управления и экономикой свободного предпринимательства, существующими в Соединенных Штатах".

Законами Флориды никакие другие предметы, кроме "курса антикоммунизма", не объявляются обязательными для школ.

Тесная связь буржуазной педагогики с господствующей политикой выражается и в определении целей образования. Официально такие цели формулируются по-разному: воспитать молодежь в духе общечеловеческих идеалов, "самореализации" и "самовыражения" личности, свободы каждой личности в выборе путей образования и образа жизни и т. п. Но подоплека одна - создать для детей из обеспеченных кругов наиболее благоприятные условия развития, обучения и воспитания.

РЕФОРМЫ НЕ ПО КАРМАНУ

В 60-е гг. рождалось немало проектов перестройки буржуазной школы. На Западе встал вопрос о том, чтобы расширить доступ к образованию более широким кругам населения. Но через полтора десятилетия стало ясно, что эти реформы были безрезультатными. Переживаемые в организации школьного дела противоречия буржуазные педагоги пытаются объединить в понятие "кризис образования". Основные его характеристики - это отход от демократических изменении, совершенных в период реформ, а также сокращение ассигнований на образование. Причиной последнего послужило усиление влияния военно-промышленного комплекса, нагнетание военного психоза и непомерное раздувание военных бюджетов. Политика администрации Рейгана самым неблагоприятным образом отражается на положении школ, учителей и учащихся.

На страницах многих ведущих педагогических журналов развитых капиталистических стран ("Education" (Англия), "American Education" (США), "L' Education" (Франция) можно сегодня встретить немало критических материалов, касающихся положения дел в системе просвещения. Правда, такая критика носит односторонний характер, поскольку вскрываются лишь отдельные недостатки и не указываются действительные причины кризиса, которые кроются в самой системе капиталистических отношений.

Протестуя против сокращения ассигнований на образование, прогрессивные круги педагогической общественности вместе с тем отмечают усиление государственной поддержки частных школ. В странах Общего рынка такой тип школ составляет значительный процент в общей системе образования (например, в Японии-30проц., в Бельгии - 70 проц.), оплата обучения в таких школах по карману только весьма состоятельным родителям. И тем не менее именно эти школы в первую очередь могут рассчитывать на финансовую поддержку государства.

УГРОЖАЮЩИЕ СИМПТОМЫ

С 1982 г. в США изменилась политика финансирования государственных школ. Американское управление образования отказалось от централизованного руководства системой просвещения, распределение фондов от налогов на образование передано штатам. Таким образом, в тех регионах, где проживает более обеспеченное население, отчисления на нужды школ будут выше, чем в бедных районах. Особенно болезненно подобная политика должна отразиться на школах негритянских гетто.

Вторым серьезным симптомом кризиса образования является угрожающий рост безработицы среди выпускников школ. В капиталистическом мире появилась новая категория безработных - дипломированные безработные. В среднем в развитых капиталистических странах безработица среди молодежи составляет 25 - 30 проц.

Положение молодежи в буржуазном мире обусловливает и формирование у нее соответственных социально-психологических качеств - политической индифферентности, конформизма и т. п. Разочарование и скепсис приводят к тому, что молодежь теряет свои идеалы; по мнению американских исследователей, "ей не на кого равняться", "некого поставить на пьедестал".

Реальная действительность, конкретные события, связанные с характером внутренней и внешней политики современной администрации США, вызывают сегодня рост критических настроений большинства молодых людей. Данные социологических опросов свидетельствуют, что молодежь настроена не только против агрессивной внешней политики правящих кругов, но и против внутренней.

Симптоматично отношение старшеклассников к обучению. Большинство из них рассматривают школу как средство достижения личного благополучия и карьеры. Они ожидают от школы прежде всего информации о различных видах работ, о службе в учреждениях, что облегчило бы выбор профессии.

О падении моральных устоев школьников свидетельствует широкое употребление спиртных напитков, наркотиков, сексуальная распущенность. Например, половина опрошенных английских школьников заявила, что они пили спиртные напитки в течение последней недели, и только 7 проц. ответили на вопрос социологов, что они никогда не употребляли спиртного.

ШКОЛА ДЛЯ КАРЬЕРЫ

Буржуазные идеологи часто толкуют о том, что система образования в их странах "надклассовая", что она нейтральна по отношению к политике и существующему строю. А некоторые представители даже утверждают, что образование уничтожает социальное неравенство и предоставляет всем равные возможности для карьеры. Назначение всех этих утверждений - скрыть зависимость системы образования от интересов эксплуататорского класса. Система образования в капиталистическом мире находится полностью во власти буржуазной идеологии, которая проповедует дух стяжательства, национализма, антикоммунизма, шовинизма и аморальности. Школа была и остается классовой.

В. КРИВОШЕЕВ, кандидат исторических наук,

Л. РОДИОНОВА

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно