Сто лет исполняется со времени драматических событий в Чикаго 1 мая 1886 г. - столкновения американских рабочих с репрессивными органами буржуазного государства. В память об этой классовой схватке учредительный конгресс II Интернационала, собравшийся в Париже в 1889 г., принял резолюцию о ежегодном праздновании 1 Мая во всех странах мира как Дня международной солидарности трудящихся.
СОБЫТИЯ 1886 г., писал Ф. Энгельс, опровергли распространенное мнение о том, что "в американской республике невозможна такая классовая борьба между рабочими и капиталистами, какая разрывает на части европейское общество".
Победа Великой Октябрьской социалистической революции показала, что возможность завоевания власти рабочим классом, свержения капитализма превратилась в действительность. Советская Республика первой реализовала требование резолюции Парижского конгресса II Интернационала 1889 г. о 8-часовом рабочем дне.
Законодательное установление 8-часового рабочего дня было затем осуществлено и в странах капитала. Перед 1 мая 1919 г. французская палата депутатов приняла закон о 8-часовом рабочем дне, который до этого буржуазия объявляла "утопическим" требованием. В Германии, Италии, Бельгии, Австрии, Чехословакии, Польше, Испании, Югославии и многих других странах также произошло узаконение 8- часового рабочего дня. Орган французской крупной буржуазии - газета "Тан" писала: "8-часовой рабочий день был страховой премией, которую мы вынуждены были уплатить, чтобы не допустить пролетарской революции".
БЕСПЛОДНЫЕ ПОПЫТКИ
Монополистический капитал стремится вытравить пролетарское классовое сознание, социалистическую идеологию, представить капитализм единственно законным и единственно возможным общественным строем. Составной частью этих идеологических кампаний были попытки "нейтрализовать" пролетарский праздник. Клерикальная реакция, например, перекрашивала его в "День св. Иосифа- плотника", а Белый дом счел возможным назвать его "Днем законности".
И реформисты тоже заговорили о "неактуальности революционной символики" красных знамен, серпа и молота, празднования 1 Мая ("требования Парижского конгресса 1889 г. ведь уже выполнены") и т. п. Ссылаясь на изменения к лучшему, которые произошли в экономическом и социальном положении значительных отрядов трудящихся в странах капитала, они ставили под вопрос всемирно-историческую освободительную миссию рабочего класса.
В 60-70-х годах буржуазные и реформистские идеологи утверждали, будто в современном капиталистическом обществе "отмирает" основное социальное противоречие капитализма - антагонизм между пролетариатом и буржуазией, а вместе с ним "снимается" и вопрос о закономерной смене капитализма социалистическим строем. Ссылаясь на перемены в исторической обстановке, в производительных силах, в положении рабочего класса, в характере социально-классовых отношений внутри капиталистического общества, буржуазные политологи говорят об "исчезновения" рабочего класса или по крайней мере об "исчезновении поводов" для боевых выступлений трудящихся против власти капитала. И связывают они это прежде всего с новыми фактами и процессами, относящимися к тем позициям, которые отвоевал себе рабочий класс в XX веке.
Однако в действительности все перемены в положении рабочего класса при капитализме лишь видоизменили условия его труда и жизни, внутреннюю структуру класса, но ничего не изменили в его социальной сущности. Она по-прежнему определяется тем, что пролетариат есть класс наемных рабочих, продающих свою рабочую силу капиталистам, класс, который, представляя собой главную производительную силу общества, лишен всех средств производства.
Не оправдались утверждения буржуазных и реформистских апологетов о том, что капиталисты будто бы научились преодолевать внутренние противоречия своей системы, из-за чего якобы лишаются смысла антикапиталистические движения, теряет почву коммунистическая идеология. Неправда, что капитализм "прочно гарантировал" людям наемного труда высокий жизненный уровень, как неправда и то, что он отучил трудящихся думать о чем-либо ином, кроме потребительских благ. Неправда, что для лиц наемного труда потеряла актуальность борьба за обеспечение занятости, за возможность профессионального прогресса, за социальные права. Неправда, что при современном "окультурившемся" капитализме развернулся непрерывный процесс продвижения к "благоденствию для всех", безмятежного эволюционного совершенствования" "от политической демократии к социальной" и даже к "экономической" демократии.
Правящие монополистические круги своей антирабочей политикой недвусмысленно сегодня подтвердили, что капитализм не может и не хочет обойтись без резервной армии труда, которая, по мнению собственников, всегда оказывала дисциплинирующее влияние на занятых рабочих, позволяла навязывать им более высокую интенсивность труда и укрощать их стремление к более высоким заработкам.
С фасадов капиталистических стран сегодня уже сняты те идеологические вывески, которые еще недавно считались обязательными: "народный капитализм", "капитализм с гуманным лицом", "общество благосостояния", "государство всеобщего благоденствия". Буржуазные политики и идеологи отговорили другим языком - откровенно реакционным.
"Новый" антирабочий, антинародный курс империализма во главе с правящими кругами США органически связан с попытками этих реакционных сил насильственно остановить и повернусь вспять ход истории и в мировом плане.
ЗНАМЯ МИРА И ТРУДА
Когда впервые прозвучал бессмертный призыв К. Маркса и Ф. Энгельса "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", численность промышленного пролетариата в странах, которые уже прочно вступили тогда на путь капиталистического развития, не превышала еще 9 млн. человек. Когда II Интернационал в 1889 г. принял решение о праздновании 1 Мая, рабочий класс в странах Западной Европы и Северной Америки насчитывал в своих рядах приблизительно 30 млн. человек.
В наши дни численность международного рабочего класса достигла 660 млн. человек. Выросли его организованность и сознательность.
Международный рабочий класс проникается убеждением, что главное сегодня-это необходимость предотвратить новую войну, объединить все силы в борьбе за ликвидацию ядерной угрозы. Именно рабочие заняли авангардное место в движении за мир, которое приобретает все более широкий размах в современных условиях.
С годами первомайские праздники стали раскрывать еще одну важную сторону пролетарского интернационализма: он не замыкается на рабочем классе, а оказывает облагораживающее воздействие на другие трудовые и прогрессивные слои общества. Пролетариат становится вождем всех эксплуатируемых и подавляемых классов, масс, народов в капиталистическом мире. В наше время полностью подтверждается ленинский вывод о том, что дело освобождения человечества от эксплуатации и войн победит тем скорее, чем вернее и успешнее будет решаться задача объединения всех антиимпериалистических сил.
Л. МИНАЕВ, доктор исторических наук, профессор.
* * *
ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В СССР
К концу 1930 г. безработица в СССР была полностью и окончательно ликвидирована.