МЕЖДУНАРОДНЫЕ встречи, подобные семинару в Финляндии, который в двадцатый раз собрал более 100 специалистов из 30 стран, включая представителей общества "Знание", и обсудил современные приоритеты и перспективы образования взрослых на Востоке. Западе, Юге и Севере, исключительно полезны. Такие встречи позволяют оценить состояние проблемы образования взрослых в разных странах мира и наметить возможности международного сотрудничества в этой области.
Для представителей капиталистических стран (США, Великобритании, Нидерландов, Японии, Швеции и др.) характерен плюралистический подход к трактовке образования взрослых. В основном это профессиональная подготовка или повышение квалификации с элементами общего и политического образования или занятия по интересам. Системы образования взрослых, как таковой, у них не существует.
Неожиданным явился доклад президента Американской ассоциации по образованию взрослых и непрерывному образованию К. Лондонера, посвященный ликвидации неграмотности в США не только среди национальных меньшинств, но и среди части американской молодежи, которая бросает школу, фактически не умея читать и писать.
Базовые звенья образования в развитых капиталистических странах имеют немало изъянов. Это "провалы" в образовательном потенциале больших социальных групп из-за чрезмерной децентрализации работы учебных заведений, распространения системы выбора предметов, фактического отсутствия единого стандарта на образование, соответствующего современным и перспективным общественным потребностям. В результате лица, оканчивающие школы, колледжи и университеты, сплошь и рядом сталкиваются в реальной жизни с необходимостью доучивания и даже переучивания. Именно поэтому образование взрослых в разных его формах приобретает в этих странах особую актуальность и привлекает внимание государственных и общественных организаций.
В развивающихся странах образование взрослых рассматривается как один из главных факторов преодоления массовой неграмотности, голода, нищеты, повышения сознательности народных масс.
В социалистических странах образование взрослых имеет несколько иные цели и задачи, ориентированные на создание необходимых условий для всестороннего, гармоничного развития личности с учетом интересов, способностей и мотивов каждого человека. Особую роль в образовании взрослых в социалистических странах играют такие организации, как общество "Знание".
Сейчас в СССР насчитывается более 47 тыс. народных университетов, в которых обучается более 18 млн. человек. Государство берет на себя заботу по образованию и самообразованию взрослого населения: создает материальную базу, выделяет соответствующие ассигнования, готовит педагогические кадры и т. д. И тем не менее в настоящее время нельзя говорить о существовании в нашей стране законченной целостной системы образования взрослых, она находится еще в стадии становления.
Семинар в г. Турку показал, что при всех различиях в подходах важнейшая тенденция в развитии образования взрослых состоит в осознании его общественно-государственного статуса как важнейшего звена в единой, целостной системе непрерывного образования.
Материалы семинара позволяют сделать вывод о том, что за рубежом основное внимание уделяют организационно-управленческим и финансово- экономическим проблемам образования взрослых, поиску источников финансирования соответствующих образовательных программ, агитационно- пропагандистской работе. Привлекает внимание большое число конкретных образовательных программ, отличающихся гибкостью и динамичностью с учетом пожеланий слушателей. Весьма впечатляет хорошая материально- техническая база учебных заведений, в которых проводится обучение взрослых. Вместе с тем налицо слабая педагогическая и психологическая обеспеченность учебного процесса в таких центрах, как и явно недостаточное внимание к вопросам теории образования взрослых с учетом специфики и возрастных особенностей данного контингента слушателей, дифференциации их возможностей и способностей.
Результаты семинара подтверждают необходимость создания ассоциации образования взрослых в социалистических странах, способной решать специфические задачи, свойственные данной сфере образования в социалистическом обществе.
Г. БОБОСАДЫКОВА, первый заместитель председателя Правления Всесоюзного общества "Знание"