Примерное время чтения: 6 минут
157

РЕФОРМА ШКОЛЫ. Советская школа: новый этап

ЕЩЕ В НАЧАЛЕ ВЕКА Н. К. Крупская писала о том, что педагогика - не тихая заводь, а один из важнейших участков классовой борьбы за социализм.

Не сбылись, как и многие другие, пророчества апологетов капитализма о невозможности ликвидировать безграмотность в Советской России, затем ввести всеобщее 8-летнее, а позже полное среднее образование. Факты советской действительности опровергли все эти предсказания. Теперь враги социализма активизируют свои действия, предпринимая новые попытки опорочить практику советской школы.

Они будто забывают о том, что наши успехи - от ликвидации неграмотности до всеобщего среднего образования - достигнуты в предельно короткие сроки, забывают и о том, что на каждом новом этапе жизнь диктует новые требования к воспитанию, образованию, просвещению.

ПОДЛИННО НАРОДНОЕ

Впервые в истории человечества Конституцией СССР законодательно закреплено: всестороннее развитие личности - важнейшая забота социалистического государства.

В нашей стране введено всеобщее среднее образование и определен его единый уровень независимо от того, какой тип среднего учебного заведения заканчивает юноша или девушка (школу, среднее ПТУ или среднее специальное учебное заведение). Масштабы нашего народного образования не имеют себе равных в мире. 44,3 млн. учащихся обучаются в советских школах. На 54 языках народов СССР ведется в них преподавание. С 1940 по 1980 г. количество средних школ в СССР возросло в 3 раза, в одиннадцатой пятилетке (в целях улучшения условий) их будет построено на 4,3 млн. ученических мест. Особое внимание уделяется укреплению сети сельских школ. В нынешней пятилетке намечено ввести их на 2,3 млн. мест, а в двенадцатой - на 14 - 17 проц. больше.

Для оказания помощи семье в нашей стране созданы школы и группы продленного дня. В решениях XXVI съезда КПСС была поставлена задача укрепить учебно-материальную базу таких школ и групп и поднять уровень их воспитательной работы. К 1985 г. предполагается создать базу для постепенного перехода к организации нового типа школы с учебно-воспитательным режимом, рассчитанным на полный день.

ПРОДИКТОВАНО ЖИЗНЬЮ

На современном этапе важнейшим требованием становится более широкий подход к обучению и воспитанию подрастающих поколений. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов сказал: "Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения".

К сожалению, мы еще нередко сталкиваемся с тем, что учащиеся, неплохо заучив материал, далеки от понимания происходящего и, многое принимая на веру, не утруждают себя попыткой вникнуть в сущность явления.

Поэтому, сохранив неизменной задачу давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применить их на практике, проект реформы советской школы предусматривает необходимость повысить требования к идейно-политическому воспитанию молодежи.

Одной из важнейших задач является также подготовка молодежи к полезному для общества труду. "Хорошее средство воспитания - соединение обучения с производительным трудом", - говорил на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов. Выпускники школ должны быть готовы к высокоэффективной работе в народном хозяйстве. Партия нацеливает на творческий поиск плодотворных путей укрепления связи школы с практикой коммунистического строительства, обеспечения единства обучения и трудового воспитания.

Надо отметить, что внимание к трудовому воспитанию учащихся в последние годы усилилось. Создана сеть межшкольных учебных комбинатов, на предприятиях - учебные цехи. На селе повсеместно действуют ученические производственные бригады. Для участия в общественно полезном труде летом 1983 г. в городских и сельских школах было организовано 300 тыс. трудовых коллективов, в работе которых приняли участие около 13 млн. учащихся 7 - 10- х классов.

Эта последовательная линия - там, где она воплощается в жизнь не формально, где она поддерживается родителями, - уже приносит плоды. В дальнейшем предполагается расширить производство учебного оборудования и учебно- наглядных пособий, современных технических средств обучения, мебели, станков, электронно-вычислительной техники, сельскохозяйственных машин, необходимых для трудового и профессионального обучения учащихся.

Принципиально новое в реформе советской школы - это то, что обучение детей будет начинаться с шестилетнего возраста.

Такое предложение внесено на основании результатов эксперимента, проводившегося с 1981 г. НИИ школ Министерства просвещения РСФСР. В нем участвуют и педагоги, и врачи, и ученые, и родители. Шестилетним были созданы условия, приближенные к тем, в каких они находятся в подготовительных группах детских садов: четырехразовое питание, дневной сон, прогулки на свежем воздухе, игры. Все это предусматривается для первоклассников при переходе школы на одиннадцатилетнее обучение.

Безусловно, от государства потребуются большие расходы на оборудование спальных помещений, игровых комнат, на подготовку дополнительных учительских кадров и т. д., но принцип "все лучшее - детям", ставший нормой нашей жизни, и здесь найдет свое достойное подтверждение.

Одиннадцатилетнее образование позволит за счет увеличения полезного времени привести в соответствие с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса учебные планы, дифференцировать нагрузку школьников, больше внимания уделить воспитательной работе.

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ОБЩЕСТВА

Как записано в проекте реформы, успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

У нас наблюдается неуклонный рост числа преподавателей, имеющих высшее образование. Так, например, в РСФСР среди учителей-предметников в настоящее время 94,8 проц. имеют высшее образование, из них на селе - 91,4 проц., в городе - 98,1 процента. Только в 1983 г. в школы страны пришли 96 тыс. учителей-предметников, окончивших пединституты, и 28 тыс. - университеты. Педучилища направили в школы 47 тыс. молодых специалистов.

Однако в ряде мест учителей, особенно начальных классов, пока еще не хватает, педагогические коллективы школ состоят в основном из женщин, ощущается острая нехватка мужчин.

Для устранения этих и других недостатков предпринимается ряд мер, в т. ч. по совершенствованию подбора и подготовки кадров, улучшению условий труда и быта преподавателей, повышению их заработной платы.

* * *

Реформа советской школы - дело не одного дня. Решение новых задач, поставленных перед народным образованием страны, требует немалых усилий и времени. Основные мероприятия реформы предполагается осуществить поэтапно в течение одиннадцатой и двенадцатой пятилеток.

Реализация благородных, высоконравственных целей реформы будет иметь огромное значение для повышения образовательного и культурного уровня советских людей, создаст лучшие условия для обучения и воспитания подрастающих поколений, подготовки их к жизни, труду, активной общественной деятельности в условиях развитого социализма.

В. КРИВОШЕЕВ, кандидат исторических наук, директор НИИ школ Министерства просвещения РСФСР.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно