Примерное время чтения: 16 минут
126

Ежегодно издательство "Знание" выпускает более 750 названий книг и брошюр. Решительно приблизить содержание лекции к жизни

27 - 28 мая в Большом Кремлевском дворце проходил IX съезд Всесоюзного общества "Знание". С отчетным докладом о работе Правления и задачах организаций Всесоюзного общества "Знание" в свете решений XXVII съезда КПСС выступил председатель Правления общества лауреат Ленинской и Нобелевской премий, дважды Герой Социалистического Труда академик Н. Г. БАСОВ. Сегодня мы даем изложение отчетного доклада.

НАШ СЪЕЗД проходит в период повсеместной революционной перестройки во всех сферах материальной и духовной жизни советского общества, отметил докладчик.

Каждый из нас, одобряя решения XXVII съезда партии, понимает, что действовать по- иному невозможно, стремится соответствовать задачам перестройки.

За 40 лет своего существования общество "Знание" превратилось в массовую добро вольную организацию представителей всех отрядов советской интеллигенции, выполняющих свой гражданский и патриотический долг - нести политические и научные знания в массы, служить благородному делу просвещения, непрерывного образования и коммунистического воспитания трудящихся. Деятельность общества прочно вошла в духовную жизнь страны, стала действенным фактором приумножения ее интеллектуального потенциала, повышения образованности и информированности советских людей, их общей политической культуры и социально трудовой активности.

Сегодня многие книги с эмблемой издательства "Знание" с интересом читаются миллионами советских людей. Широкой популярностью пользуются издаваемые обществом "Знание" бюллетени "Аргументы и факты" и "НТР: проблемы и решения", в которых читатели находят ответы на волнующие их вопросы.

Обсуждая работу Всесоюзного общества "Знание" в условиях перестройки, мы отчетливо видим свое место в созидательных планах партии и народа. Это пропаганда партийных решений, формирование сознания миллионов трудящихся в духе глубокого понимания остроты переживаемого момента, личной причастности к судьбам страны, ответственности за успех перестройки, подчеркнул Н. Г. Басов.

Мы можем говорить о некоторых результатах, достигнутых в процессе перестройки, повышения эффективности лекционной пропаганды. Самое главное здесь - усиление партийного руководства этой работой.

Меры по повышению эффективности организационной и методической работы, одобренные прошлым съездом общества "Знание", показали, что нами были приняты верные решения. Созданы секции и отделения по основным направлениям политических и научных знаний. Укрепились связи с академическими и отраслевыми научными учреждениями страны.

Одновременно выявился и ряд негативных сторон, появились новые проблемы. В работе научно - методических органов мало взаимосвязи, отсутствует междисциплинарный подход. Это отчетливо выявилось, например, во время обсуждения на президиуме состояния научно-технической пропаганды.

Застойные явления не могли не сказаться отрицательно и на деятельности организаций Всесоюзного общества "Знание". В лекционную пропаганду проникли догматизм и пустословие, начетничество и политическая трескотня. Все чаще мы стали сталкиваться и с такими явлениями, как приписки и очковтирательство. Но самый главный недостаток - это уход многих наших лекторов от острых и сложных проблем общественной жизни, что существенно снижает интерес к устной пропаганде, особенно в молодежной среде.

НУЖЕН ЧЕСТНЫЙ РАССКАЗ О ТРУДНОСТЯХ И ПРОТИВОРЕЧИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ

К сожалению, отметил докладчик, общественные науки все еще не готовы выполнить требования, которые предъявляет к ним современная жизнь нашей страны.

В полной мере недостатки и трудности общественных наук проявились и в лекционной пропаганде.

Перед нами стоит крайне ответственная задача - каждодневно раскрывать сущность перестройки, ее необратимость, невозможность жить по-старому. И показывать это мы должны в конкретном коллективе на его конкретных задачах. К сожалению, такой подход к лекционно-пропагандистской работе проникает в наши организации медленнее, чем этого хотелось бы.

Наш прямой долг - создать такую систему лекционной пропаганды, которая была бы максимально сопряжена с решениями задач перестройки, обновления нашего общества. Предстоит решительно приблизить содержание лекций к жизни, практике, анализу актуальных проблем современности. Лекционная пропаганда должна стать более гибкой, способной оперативно откликаться на изменившиеся потребности жизни, результативной.

Совершенствование лекционной пропаганды особенно актуально в связи с приближением знаменательного события в жизни нашего государства - 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

В организациях общества "Знание" определенная работа, посвященная этой дате, началась. Организованы циклы лекций, общественно - политические чтения. Проведен всесоюзный семинар лекторов "Курс XXVII съезда КПСС - продолжение дела Великого Октября". В помощь лектору издается библиотечка "70 лет Великого Октября".

Установки, содержащиеся в Политическом докладе ЦК КПСС, Программе партии и в других документах XXVII съезда КПСС, материалах апрельского (1985 г.) и январского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС, данный в них глубокий творческий анализ проблем марксистско-ленинской теории и практики составляют основу современного стратегического курса и практической деятельности КПСС. Вот почему необходимо, чтобы бесценный идейно-теоретический потенциал, заложенный в документах партии, был положен в основу содержания лекционной пропаганды, определял бы ее методологическую базу. Общество "Знание" должно активно содействовать тому, чтобы идеи партии глубоко усваивались трудящимися, материализовывались в их конкретных делах, направленных на ускорение научно - технического прогресса, укрепление экономического и оборонного могущества нашей Родины.

Большое место в деятельности общества "Знание" занимает пропаганда идей патриотизма и интернационализма, военно-патриотическое воспитание трудящихся, сказал академик Н. Г. Басов.

Однако работа по этим направлениям во многих случаях ведется слабо. Об этом свидетельствует изучение состояния лекционной пропаганды в Казахстане, Киргизии, Якутии, Чечено-Ингушетии и ряде других республик и областей. Лекций по вопросам патриотического и интернационального воспитания мало. А главное, в последнее время они зачастую не касались тех реальных болевых точек, которые обнаружены в национальных отношениях. Связанные в основном с юбилейными датами, они отличались парадностью, упрощенностью трактовок, набором известных стереотипов. Вполне понятно, что подобные лекции не могли оказать эффективное воздействие на формирование мировоззрения людей, особенно молодежи. Все это настоятельно требует коренного улучшения пропаганды национальной политики КПСС.

В нашем обществе господствует научно - материалистическое мировоззрение. Но вопросы атеистического воспитания не снимаются с повестки дня, тем более что количество верующих в нашей стране пока еще остается довольно значительным. Следует отметить и тот факт, подчеркнул Н. Г. Басов, что в последнее время оживились религиозные течения экстремистского характера, а наши идеологические противники прилагают всевозрастающие усилия для поддержания в нашей стране религиозности. С этой целью активно используется и предстоящее 1000-летие введения христианства на Руси.

Между тем состояние атеистической пропаганды, которую ведет общество "Знание", нельзя признать удовлетворительным. Наша задача состоит в том, чтобы, не допуская оскорбления чувств верующих, использовать все средства идейного воздействия для формирования у людей научно-материалистического миропонимания.

Одной из основных задач Всесоюзного общества "Знание" является раскрытие масштабов и глубины влияния внутренней и внешней политики нашей партии и Советского государства на жизнь народа, на ход мировых событий. К сведению, у нас каждая десятая лекция посвящена международной тематике. По количеству этого вполне достаточно, однако качество лекций удовлетворить нас в полной мере не может. Надо умело раскрывать природу империализма, который своей политикой поставил под угрозу саму судьбу человеческого общества. Важно при этом побудить аудиторию к самостоятельным размышлениям, основанным на правильном толковании происходящих в мире событий. Следует полнее и глубже раскрывать процессы, протекающие в мировом социализме, в отдельных социалистических странах, пропагандировать опыт строительства нового общества во всем его многообразии. Обострение идейного противоборства двух систем обязывает членов общества "Знание" наступательно, бескомпромиссно вести борьбу с враждебной идеологией и моралью.

ЧТО ЗНАЧИТ "УЧИТЬСЯ ДЕМОКРАТИИ"

Решающее значение, отметил далее докладчик, сегодня принадлежит исследованиям основных проблем управления социалистической экономикой, выработке необходимых рекомендаций и четкому воплощению их в жизнь.

Однако в практике мы постоянно спотыкаемся о недостаточную культурность масс в области экономики, теории государства и права. Поэтому деятельность организаций общества "Знание" по устной и печатной пропаганде тех общественных наук, которые дают нам в руки механизм управления, позволяют современным образом организовать производство, приобретает особенное значение. Задачи, которые перед нами здесь стоят, значительны. К сожалению, сегодня совершенно недостаточен объем лекционной пропаганды экономических знаний: в каждой паспортизированной аудитории читается в год в среднем 1 - 2 лекции по экономике. Кроме того, наши трудности усугубляются тем, что пока не получили достаточной разработки многие вопросы экономики, научно - технического прогресса, управления, ценообразования, материального стимулирования.

У нас в стране много различных законов. Все эти юридические акты затрагивают жизненные интересы миллионов людей. Выдвинутый партией лозунг "Учиться демократии" прямо ориентирован на обучение масс законам, усвоение ими новых знаний и навыков, и юридическое просвещение населения - очень важная функция "Знания". Разъясняя законы, мы должны учить ими пользоваться, главное внимание сосредоточивать на их механизмах, на том, что они позволяют делать.

Важное значение непосредственно для общества "Знание" имеют и социологические исследования. Четко налаженная обратная связь с аудиторией слушателей и читателей даст нам понимание реальной эффективности всех наших мероприятий, позволит понять пути ее повышения. Это важно, так как сегодня уровень практической значимости нашей лекционной работы еще очень низок. Если верить статистике, то, скажем, в Горьковской области знания, полученные на лекциях и занятиях в народных университетах, применяют в своей производственной и общественной деятельности всего 14% слушателей из числа работников промышленности и 18% - работников сельского хозяйства.

НЕ ОПИСАНИЕ БЛАГ В БУДУЩЕМ, А КОНКРЕТНАЯ ПОМОЩЬ СЕГОДНЯ

Большое место в докладе было уделено пропаганде достижений науки, техники, передового производственного опыта.

Определенный опыт в этом плане накоплен организациями общества "Знание" Украины, Белоруссии, Челябинска, Ростова, завода имени Лихачева и объединения "Красный пролетарий" в Москве. Очень ценен опыт ленинградской организации по лекционному обеспечению комплексной территориально - отраслевой программы "Интенсификация- 90".

Однако все это только отдельные успехи. В целом же коренных изменений в научно- технической пропаганде не произошло. 9% - таков объем лекций по научно - технической проблематике в общем объеме лекционной пропаганды. При этом лекторами высшей квалификации читается лишь 0,001% числа таких лекций.

Нашей научно-технической пропаганде не хватает остроты, активной направленности. Вот лишь один из примеров. Очень медленно идет внедрение современных технологических процессов. Многие отрасли нашей промышленности фактически не готовы к восприятию лазерной технологии, достижений оптоэлектроники. Более того, руководители этих отраслей плохо осведомлены о тех возможностях, которые могут быть реализованы по мере развития и использования электронно-оптической техники.

Научно-техническая же пропаганда "пробуксовывает", сводится в основном к описанию того, как хорошо мы сможем в будущем использовать достижения современной оптики, не пытаясь хоть сколько-нибудь это будущее приблизить.

В условиях научно-технической революции мы отчетливо видим, как нам всем не хватает знаний: процессы автоматизации и перехода от чертежа к компьютеру на производстве и в КБ сдерживаются даже не столько нехваткой вычислительной техники, сколько нашей компьютерной неграмотностью. Освоение новых интенсивных технологий в сельском хозяйстве сдерживается низким уровнем подготовки бригадиров, механизаторов, других специалистов.

УЧИТЬ УЧИТЬСЯ

XXVII съезд КПСС в качестве одной из общегосударственных задач выдвинул создание системы непрерывного образования.

Мало в этом направлении делают организации нашего общества. Не чувствуется их заботы, например, о создании специализированных лекториев для инженерно - технических работников предприятий с целью помочь им овладеть новейшими значениями в науке, технике, технологии. Наши секции и научно-методические советы, в которые входят многие выдающиеся ученые, находятся в определенной растерянности, не думают еще всерьез над созданием соответствующих программ, над развитием методики самообразования, его дифференциацией.

С другой стороны, многие наши высококвалифицированные лекторы длительное время ждут возможности прочитать лекцию, окунуться в живое дело. Но не могут это сделать из- за отсутствия спроса, из-за отсутствия аудитории. Возможные же потребители оправдываются отсутствием интереса к научно-технической и естественнонаучной проблематике. Так ли это на самом деле?

В послевоенные годы, когда страна осваивала атомную энергию, от заказов на лекции отбоя не было. Всем было интересно знать, и учились все: от работников Совмина до руководителей предприятий.

Разве теперь нет аналогичных проблем? О какой перестройке, например, можно говорить всерьез, если инженерно-технические работники, от которых напрямую зависит перестройка работы предприятий, зачастую просто не в курсе основных направлений научно-технического прогресса?

Более правильно видеть первопричину не в отсутствии интереса к научно-техническим и естественнонаучным проблемам, а в нежелании или неумении организовать процесс обучения и переподготовки кадров на конкретных предприятиях со стороны тех, кто по долгу своему за это ответствен.

Сегодня огромное значение придается концентрации сил и средств на приоритетных направлениях науки и техники для выхода по ним в кратчайшие сроки на передовые рубежи. Академией наук СССР сделаны прогнозы на длительную перспективу по 135 направлениям фундаментальных научных исследований. Нашим секциям и научно - методическим советам необходимо тщательно ознакомиться с ними, совместно с Академией наук, ее институтами выработать комплекс мер, осуществление которых позволило бы сконцентрировать нашу естественнонаучную и научно-техническую пропаганду на узловых проблемах НТП.

Пропаганда науки и техники нуждается и в серьезном материальном обеспечении. Большую роль здесь играют дома научно - технической пропаганды. Сегодня их в обществе "Знание" лишь девять, а за отчетный период появилось всего два новых дома. А нужно, как нам представляется, добиться, чтобы общество "Знание" располагало домами научно-технической пропаганды в столицах всех союзных республик и в крупных промышленных центрах. Нужно значительно увеличить и число музеев.

Докладчик остановился также на вопросах экологии. Необходима пропаганда экологических знаний, которая обеспечит гласность экологической экспертизы новых веществ, новых технологий, новых проектов.

КАК ПРИВЛЕЧЬ МОЛОДЁЖЬ

Наше общество ведет пропаганду знаний среди всех слоев населения, но наиболее ответственное дело сегодня - работа в молодежной аудитории. Задачи, которые здесь стоят, - помочь в трудовой ориентации, в выборе своего места в жизни - серьезны. Определенная работа в этом направлении ведется Политехническим музеем, нашими издательствами и лекториями. Однако многие наши организации, как и сама комиссия Правления Всесоюзного общества "Знание", не имеют конкретной программы перестройки работы в молодежной аудитории. И это справедливо подчеркивалось на всех прошедших конференциях и съездах.

Основной порок нашей лекционно-пропагандистской деятельности среди молодежи - в том, что в течение длительного времени она велась в назидательной, нравоучительной, безапелляционной форме. Неудивительно поэтому, что происходило отчуждение молодежной аудитории, а у лекторов возникал синдром ее боязни.

Несколько слов хотелось бы сказать о проблеме молодых лекторских кадров. 6% - такова их доля от общего числа лекторов общества "Знание". Цифра эта удовлетворить никак не может.

Нам необходим приток молодежи в ряды общества "Знание". И надо серьезно продумать систему мер, которые помогли бы этот приток обеспечить.

ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОПАГАНДЫ

В стране сегодня функционирует 59 тыс. народных университетов. Треть из них принадлежит обществу "Знание", остальные - различным министерствам и ведомствам. Обучается в этих университетах свыше 20 млн. человек. Согласно госотчетности, только за XI пятилетку в них повысили свою квалификацию 7 млн. работников различных сфер народного хозяйства.

Однако в работе народных университетов сегодня больше недостатков, нерешенных вопросов и неиспользованных возможностей, чем позитивного, сказал докладчик. Неравномерно развиваются университеты по направлениям. Например, университетов педагогических знаний - 27% от общего числа, тогда как по вопросам научно-технического прогресса - всего 5%. по вопросам экономики и проблем управления еще меньше 3,5%. А по информатике и вычислительной технике на всю страну всего 92 университета. Неравномерно и их распределение по республикам. Согласно госотчетности, в Эстонии и Литве в них состоит свыше 20% всего населения республик, зато в Узбекистане, Грузии и Туркмении - 3%.

При значительном расширении сети народных университетов одновременно не было проявлено должной заботы о содержании их работы. Слаб лекторско-преподавательский состав: из 750 тыс. преподавателей только 8% имеют ученые степени и звания.

Не можем мы в полной мере использовать для распространения научных знании и самообразования трудящихся и такую форму, как стационарные лектории. В стране их мало - всего 65. Около ста республиканских и областных организаций их не имеет. Ни одного лектория нет в Казахстане и Киргизии.

Мощный канал распространения общественно - политических и научно - технических знаний - печатная пропаганда. Ведущая роль здесь по праву принадлежит нашему издательству "Знание". Ежегодно издается более 750 названий, 8 млн. подписчиков читают издаваемую на ми литературу.

Однако необходимо более тесно увязать выпускаемые нами книги и серии с приоритетными направлениями научно - технического прогресса, привлечь талантливых, компетентных авторов, давая им своего рода социальный заказ.

Эффективность нашей лекционно-пропагандистской работы всецело определяется личностью лектора, уровнем его подготовки. У нас очень много высококвалифицированных лекторов, однако немало и лекторов, уровень и мастерство которых не соответствует сегодняшним высоким требованиям, и аттестация, которая во многих местах прошла формально, порой просто безответственно, еще не позволила нам освободиться от балласта.

Рассказывая о материально-финансовом положении Всесоюзного общества "Знание", которое работает в условиях самоокупаемости, докладчик отметил, что доходная часть бюджета составила в прошлом году около 117 млн. руб., в том числе 76 млн. руб. получено от лекционной пропаганды. Расходы составили 109 млн. руб.

Наша работа очень зависит от того, насколько хорошо работают кадры аппарата правлений. Сегодня в его штате свыше 15 тыс. человек. Большая их часть - люди, работающие с душой.

Однако мы не должны закрывать глаза на наши недостатки по подбору и подготовке кадров. К сожалению, среди работников аппарата правлений есть и те, кто свое неумение и нежелание работать пытается скрыть приписками, обманом и очковтирательством, в своекорыстных целях грубо нарушает нормативы, регламентирующие лекционную и финансово - хозяйственную деятельность. Решениями бюро ЦК Компартии Узбекистана, ЦК Компартии Молдавии, Ульяновского обкома КПСС за серьезные недостатки в работе были строго наказаны и освобождены от занимаемых должностей штатные сотрудники правлений организаций соответствующих обществ "Знание". Подобные факты имели место и в других республиках и областях.

Новому Правлению Всесоюзного общества "Знание" необходимо будет серьезно поработать и над тем, чтобы привести работу центрального аппарата в полное соответствие с современными требованиями. Уверен, сказал в заключение Н. Г. Басов, что работа нашего съезда, его решения откроют новые возможности и перспективы перед организациями общества "Знание", послужат творческим им пульсом для их деятельности.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно