Примерное время чтения: 13 минут
88

Путь, которым мы следуем сейчас, - это синтез опыта "общественного строительства", накопленного в нашей стране и других странах социализма. Страны социализма: практика нового мышления

Наш корреспондент беседует с кандидатом в члены ЦК КПСС, заместителем министра иностранных дел СССР В. П. ЛОГИНОВЫМ.

КОРР. Совершенствование отношений с социалистическими странами занимает ведущее место во внешнеполитической деятельности Советского государства. Каковы форма и содержание этих отношений на нынешнем этапе?

ЛОГИНОВ. Главная особенность нынешнего качественно нового этапа межгосударственных отношений в мире социализма в том, что они строятся с учетом его многообразия. В каждой отдельной стране социализм развивается с учетом присущих ей исторических, национальных, культурных, географических и даже климатических особенностей. И мы с уважением относимся не только к этой специфике, но и к воззрениям в каждой из них на пути строительства социализма.

КОРР. Тем не менее еще совсем недавно во взаимоотношениях между социалистическими странами нередко случалось так, что какие-то формы социалистического строительства, хорошо зарекомендовавшие себя в одной стране, выдавались за единственно верные и настоятельно рекомендовались для применения в других странах, И это приводило порой к неожиданным, если не сказать больше, последствиям...

ЛОГИНОВ. В первые годы становления народной власти братские страны, естественно, обращались к единственному в те времена опыту построения социализма в СССР. И, как правило, основные моменты этого опыта были полезны для всех социалистических стран. Ведь СССР являлся тогда единственной страной, на которую они могли опереться в своем развитии. Однако затем, когда в братских странах была создана собственная индустрия, сформировался эффективный хозяйственный и управленческий аппарат, правящие партии обрели политический опыт и повысился авторитет каждой из социалистических стран на мировой арене, метод автоматического копирования стал неприемлемым. Однако еще достаточно долгое время сохранялась инерция, что, разумеется, не содействовало процессу социалистического строительства.

Теперь ситуация коренным образом изменилась. Новое политическое мышление предполагает, что каждая социалистическая страна, руководствуясь общими закономерностями построения социализма, исходит на практике из собственных национальных и исторических условий.

КОРР. Не отвергает ли такая постановка вопроса возможность изучать и использовать опыт друг друга? Не замкнутся ли социалистические страны в рамках собственных воззрений на социалистическое строительство?

ЛОГИНОВ. Это, смею надеяться, уже минувший этап. И, надо сказать, его появление было не объективной необходимостью, а результатом внесения в наши взаимоотношения элементов догматизма и субъективизма. Сегодня очевидно, что дальнейшее наше движение вперед невозможно без творческого изучения и осмысления как достижений, так и недостатков друг друга.

Взять хотя бы перестройку в СССР. Этот процесс явился результатом критического анализа партией известных застойных явлений в развитии нашей страны, результатом осознания обществом необходимости перемен. Но, определяя основные направления перестройки, мы руководствуемся отнюдь не абстрактными рассуждениями. Путь, которым мы следуем сейчас, - это не что иное, как синтез того опыта общественного строительства, который накоплен в нашей стране, а также того, который накопили в своем развитии и другие социалистические страны.

КОРР. Что в практике социалистического строительства других стран оказалось ценного для нас? Какие элементы нынешней социально-экономической политики СССР являются преломлением опыта других?

ЛОГИНОВ. Вы совершенно справедливо говорите о преломлении опыта. Именно так, через призму особенностей, присущих нашей стране, мы глядим на достижения других социалистических стран. Вот, например, в Югославии накоплен известный опыт самоуправления отдельных хозяйственных единиц. На наш взгляд, самостоятельность предприятий и объединений есть необходимый элемент производственной демократии. Но мы ни в коем случае не за принижение роли центрального планирования.

Полезным нам также представляется и опыт социалистических стран в деле развития индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности. Малые формы экономики приемлемы и в наших условиях. Об этом свидетельствует соответствующий закон, вступивший в силу с 1 мая этого года.

Подтверждением того, что мы с вниманием и уважением следим за практикой социалистического строительства в других странах, являются и нынешние выборы депутатов в местные Советы. В некоторых избирательных округах они пройдут по новой системе: избирателям будет предоставлено право выбора среди ряда кандидатов в депутаты. Так, например, проходят выборы в Венгрии, в Польше.

КОРР. А как воспринимают советские достижения в других социалистических странах? Западные наблюдатели нередко высказывают мнение, будто там далеко не однозначно относятся к установкам и решениям январского Пленума ЦК КПСС. Что вы скажете на этот счет?

ЛОГИНОВ. Я не собираюсь комментировать заявления западных критиков социализма. Могу только сказать, что не знаю такой социалистической страны, где не было бы выражено на самом высоком уровне не только согласие, но и одобрение и поддержка преобразований во внутренней и внешней политике СССР.

Другое дело, что в каждой конкретной социалистической стране объективно ориентируются на те черты и моменты нынешних процессов в СССР, которые там наиболее приемлемы.

Разговоры о том, что в социалистических странах сдержанно относятся к нашей перестройке, не имеют под собой почвы. Об этом свидетельствует и мартовское заседание Комитета министров иностранных дел государств - участников Варшавского Договора, участники которого встретились с М. С. Горбачевым и выразили единодушную поддержку нашим начинаниям. Еще одно яркое свидетельство тому, что в социалистических странах искренне желают нам успеха, - это энтузиазм, с которым трудящиеся Чехословакии приветствовали недавно Генерального секретаря ЦК КПСС.

КОРР. Основываясь на приведенных вами примерах, можно сделать вывод, что социалистические страны действительно вышли на качественно новый этап в своих отношениях друг с другом. Но возникает вопрос, почему эти позитивные изменения до сих пор не коснулись такого важного коллективного органа, как СЭВ. Не секрет, что в перестройке нуждаются не только политическое, но и научно-техническое и торгово-экономическое сотрудничество социалистических стран. Как скоро начнется этот процесс?

ЛОГИНОВ. Он уже начался. Недавно приняты положения о внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, например, в СССР, ЧССР, ПНР.

Что касается непосредственно Совета, то, безусловно, его работа нуждается в совершенствовании. СЭВ был организован без малого 40 лет назад. В то время, как я уже говорил, СССР являлся индустриальной опорой подавляющего большинства социалистических стран, был для них единственным поставщиком энергетических ресурсов, сырья, оборудования. И принцип, которым мы руководствовались тогда, - помощь - был единственно верным.

Сегодня ситуация иная. В странах - членах СЭВ создан крупный научно-технический потенциал, эффективно функционирует народное хозяйство, там выросли собственные высококвалифицированные кадры. Страны - члены Совета активно торгуют на мировом рынке. Иными словами, СЭВ сегодня состоит из равноправных во всех отношениях партнеров. Теперь на первое место в сотрудничестве выдвинулся принцип взаимной выгоды.

Разумеется, и взаимопомощь не снимается с повестки дня. Скажем, когда в тяжелом экономическом положении оказалась Польша, другие социалистические страны пришли ей на помощь. Или вышел Вьетнам из тяжелейшей войны. О какой сиюминутной взаимной выгоде в этом случае может идти речь? Выгоды от сотрудничества с Вьетнамом социалистические страны обязательно получат, когда республика преодолеет трудности, когда она включится в социалистическое экономическое разделение труда. Это относится и к Республике Куба, и к Монголии.

Большинство социалистических стран - членов СЭВ уже давно сотрудничают на взаимовыгодной основе. Однако сложившийся за многие годы механизм не соответствует новым требованиям. Товарооборот по-прежнему является основным критерием эффективности нашего сотрудничества. А надо бы говорить о промышленной кооперации. Без нее невозможен технологический скачок, намеченный Комплексной программой научно-технического сотрудничества стран - членов СЭВ до 2000 года. Кстати, эта программа призвана также активизировать процесс перестройки деятельности СЭВ.

Не все здесь просто. Перестройка в СЭВ зависит прежде всего от успешного хода дел в самих странах-членах. Основная идея перестройки заключается в том, чтобы принципиальные направления сотрудничества разрабатывались в рамках всего Совета, а само сотрудничество осуществлялось на многосторонней основе между отраслями или даже отдельными предприятиями и организациями.

И сегодня во всех странах-членах экспертные комиссии разрабатывают принципы перестройки СЭВ, решение о которой, будем надеяться, примет очередное 43-е заседание Сессии СЭВ. Оно состоится в Москве летом нынешнего года.

КОРР. Итак, мы коснулись двум аспектов взаимодействия социалистических стран на нынешнем этапе. А каковы принципы, которыми они руководствуются, выступая единым целым на международной арене?

ЛОГИНОВ. Если в двух словах, то этот принцип можно сформулировать так: органическое сочетание инициативы каждого с согласованной линией всех. И наоборот: согласованная линия в международных делах вырабатывается с учетом интересов всего мира социализма. Скажем, сейчас глобальная задача - борьба за ядерное разоружение. Она включает в себя такую региональную задачу, как снижение военной, прежде всего ядерной конфронтации в Европе. Достижению этой цели способствовало бы разведение войск ОВД и НАТО по линии их соприкосновения. Так вот идея эта, называемая "безъядерным коридором", была выдвинута ЧССР и ГДР. Эти страны прежде всего заинтересованы в создании такого коридора, поскольку он прошел бы непосредственно по их территории. А Советский Союз, все социалистические государства поддерживают эту частичную меру, которая способствует реализации не только региональных, но и глобальных задач. КОРР. Не могли бы вы привести и другие примеры, свидетельствующие о политической активности отдельных социалистических стран на мировой арене?

ЛОГИНОВ. Пожалуйста. Болгария предложила провести экологический форум, на котором можно было бы обсудить и выработать конкретные меры по сохранению и охране окружающей среды нашего континента.

Венгрия активно выступает за расширение культурного обмена между народами Европы, предлагает расширить распространение изданий на редких языках, что немаловажно для небольших народов.

Польша выдвинула Комплексный план сокращения вооружений и углубления доверия в Центральной Европе и ряд других важных предложений.

Активным проводником мирной политики является Румыния, Вместе с Болгарией она - инициатор создания на Балканском полуострове зоны, свободной от ядерного и химического оружия.

Куба предлагает свой вариант решения проблемы внешней задолженности развивающихся стран.

Вьетнамские товарищи предлагают сесть за стол переговоров представителям и КНР, и государств - членов АСЕАН в целях урегулирования жгучих проблем Юго-Восточной Азии.

КОРР. Вадим Петрович, а как рождаются инициативы социалистических стран? Рассуждая на эту тему, западные средства массовой информации нередко ограничивают их политическую самостоятельность кавычками советского давления.

ЛОГИНОВ. Хочу сразу оговориться. В том, что западным пропагандистам зачастую удается протолкнуть эту версию, виноваты прежде всего наши средства массовой информации. Нередко они, как будто по какому-то лишь им ведомому закону, освещают прежде всего инициативы СССР и неоправданно мало внимания уделяют ценным предложениям других социалистических стран.

Что касается существа вашего вопроса, то, конечно же, конструктивные политические шаги социалистических стран многократно выверяются в ходе коллективной работы по согласованию общей внешнеполитической линии.

КОРР. Вы только что критически высказались по поводу того, как наши средства массовой информации освещают проблематику социалистических стран, В чем конкретно выражаются недостатки в работе печати, радио, телевидения? Какие здесь, на ваш взгляд, необходимы изменения?

ЛОГИНОВ. Считаю, что наши информационные органы пока что не в состоянии удовлетворить запросы человека, интересующегося событиями в мире социализма.

Могут ли советские люди получить исчерпывающий ответ, например, на вопрос, что происходит сегодня в Китае или Албании? Думаю, нет. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не дают достаточно полной информации об этих странах. А что мы можем узнать из газет о наших ближайших соседях и друзьях? Кроме того, что построен очередной хозяйственный объект или проведено заседание общества дружбы с СССР, почти ничего. А ведь народы социалистических стран живут полнокровной, интересной жизнью. Надо как можно скорее преодолевать инертность. Думается, что одной из главных задач средств массовой информации должно быть налаживание взаимодействия со своими братьями по перу из социалистических стран в деле освещения общих проблем и путей их решения, распространения ценного опыта.

Средства массовой информации могут и должны способствовать ускорению развития наших стран, динамичному росту мировой социалистической системы.

КОРР. Скажите, Вадим Петрович, а в какой степени этим процессам способствует сам аппарат МИДа?

ЛОГИНОВ. Думаю, что многое в нашей работе еще предстоит улучшать, совершенствовать. Процесс перестройки только начался и продлится еще достаточно долгое время. И все же у нас уже есть очевидные успехи. Например, с недавнего времени в необходимых случаях мы назначаем специальных представителей, которые отправляются в другую страну с тем, чтобы довести до сведения ее руководства суть наших наиболее важных инициатив или акций. Целый ряд подобных миссий было поручено выполнить мне.

В общем, хочу сказать, что сейчас наша деятельность приобретает все более творческий характер.

КОРР. И как вам работается в новых условиях?

ЛОГИНОВ. Работать, конечно, стало труднее. Но в то же время интереснее, поскольку в нашей деятельности, как я только что сказал, усилился элемент творчества.

КОРР. Когда вы лично ощутили эти изменения?

ЛОГИНОВ. Огромную роль для перестройки нашей работы сыграла встреча М. С. Горбачева с работниками министерства. Состоявшийся тогда откровенный разговор способствовал созданию новой атмосферы в нашем ведомстве.

КОРР. А давно ли вы занимаете нынешний пост?

ЛОГИНОВ. Заместителем министра я был назначен полтора года назад. А до этого проработал в МИДе на различных постах около 20 лет.

Вообще же свой трудовой путь я начинал в 1944 г. учеником столяра. Потом окончил институт, пошел инженером на Ижорский завод. Несколько лет проработал в комсомольской организации Ленинграда и Ленинградской области. Был секретарем ЦК ВЛКСМ. Потом меня направили на партийную работу в Ленинградский обком КПСС. В 1967 г. я закончил высшую дипломатическую школу МИД СССР.

КОРР. И последнее, Вадим Петрович. Не могли бы вы вкратце описать характер своей работы, скажем, рассказать об одном рабочем дне?

ЛОГИНОВ. Ответить на этот вопрос нелегко. Характер моей работы таков, что в ней нет одинаковых дней, будь то зарубежные поездки, или работа непосредственно в министерстве. Это и подготовка документов, и обработка поступающей информации. Много времени занимают консультации с коллегами из различных подразделений нашего министерства. Довольно часто бывают у нас сотрудники представительства СССР при СЭВ. Кроме того, мы поддерживаем постоянные контакты со многими советскими министерствами и ведомствами.

Постоянными и всегда желанными нашими гостями являются послы и представители внешнеполитических ведомств братских социалистических стран.

Разумеется, не все вопросы нам удается решать сразу. Наверное, это и невозможно. Слишком много нюансов приходится "учитывать и нам, и нашим партнерам. Но могу сказать, что мы стараемся делать все возможное, чтобы все вопросы решались к взаимному удовлетворению.

Беседу вел В. ГАНИН.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно