МЫ ХОРОШО ЗНАЕМ: принимая наиболее важные решения, партия советуется с народом. Так ЦК КПСС поступил и на этот раз, вынеся на всеобщее обсуждение проект "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы".
О том, как активно наш народ участвует в обсуждении реформы, свидетельствуют специальные рубрики, появившиеся в газетах, на радио и телевидении. Сотни, тысячи людей пишут в редакции, проявляя кровную заинтересованность в поднятии работы школы на новый качественный уровень в соответствии с программными установками июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.
Но какие бы изменения у нас ни происходили, какие государственные документы мы ни принимали бы, они всегда вызывали нападки и кривотолки буржуазной пропаганды. В данном случае "советологи", грубо искажая суть предстоящей школьной реформы, расценили ее не как совершенствование, а как ломку существующей системы образования, которая якобы давным-давно никого не устраивает. Наши недруги при этом умышленно замалчивают, что успехи Советского государства в экономике, науке, технике и культуре, успехи, которые вызывают восхищение во всем мире, в немалой степени достигнуты благодаря созданию и развитию в стране подлинно народной общеобразовательной и профессиональной школы, открывшей всем гражданам широкие возможности для овладения знаниями и проявления своих способностей. Упускается также, что, несмотря на серьезную перестройку системы просвещения, все лучшее из прежнего опыта советской педагогики будет использоваться и впредь.
Чем же, однако, вызвана необходимость перестройки нашей школы?
Стремительный прогресс нашего общества обнаруживает некоторое отставание системы обучения и воспитания от тех задач, которые выдвигает перед нами жизнь и которые четко сформулированы партией: вывести все отрасли народного хозяйства на самые передовые рубежи науки и техники, осуществить автоматизацию производства, обеспечить кардинальное повышение производительности труда и выпуск продукции на уровне лучших мировых образцов.
Такой подход, естественно, требует дальнейшего совершенствования подготовки кадров, и важная роль в этом отводится общеобразовательной и профессиональной школе. Причем ее задачи и возможности при разработке проекта реформы оценивались не столько по сегодняшним, сколько по завтрашним и послезавтрашним критериям, т. к. нельзя не учитывать, что нынешние первоклассники, например, вступят в трудовую жизнь только в середине, а некоторые даже в конце 90-х годов.
Кроме того, обеспечивая высокий уровень знаний, школа в то же время должна активно ориентировать юношей и девушек на труд в народном хозяйстве и готовить их к нему. Поэтому общее среднее образование предложено дополнить общим средним профессиональным образованием.
С одной стороны, как отметил в интервью министр просвещения СССР М. А. Прокофьев, в этом видится важный фактор формирования личности, а с другой - возможность решения многих народнохозяйственных проблем. Ведь не секрет, что страна испытывает нехватку рабочих рук, и непосредственное участие в общественно полезном труде молодых людей, получивших в школе некоторые профессиональные навыки, будет весьма полезным во всех отношениях. Во всяком случае, трудовая закалка пригодится всегда, независимо от того, какой род деятельности человек изберет в дальнейшем.
(Подробнее о развитии школы на современном этапе читайте на с. 2).