Все говорят о застое экономики за последние 15 лет, а статистика свидетельствует о росте национального богатства за эти годы более чем в 2,5 раза. Как это можно совместить?
П. Дыба, Ташкент.
НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО, являющееся важнейшим показателем экономической мощи страны, представляет собой накопленные обществом продукты труда. Это прежде всего производственные фонды и личное имущество населения. В 1970 г. национальное богатство СССР (без стоимости земли, недр и лесов) составляло 1,4 трлн. руб. К 1985 г. оно возросло до 3,6 трлн. руб., т. е. примерно в 2,5 раза.
С количественной точки зрения такая динамика является большим достижением. Однако количественный рост национального богатства ничего не говорит о том, за счет чего он был достигнут, каково качество роста. В этом и суть дела. На протяжении долгого времени о достижениях экономики мы судили в первую очередь по количественным параметрам темпов роста. Такая оценка была необходима на начальной стадии развития социализма, в период восстановления народного хозяйства, и в послевоенные годы. В результате этого сформировался соответствующий тип мышления: чем больше выпускается продукции, тем лучше.
Высокие темпы роста действительно позволили за сравнительно короткий исторический период времени создать в стране мощный экономический потенциал. Но с решением этой задачи подход к оценке темпов роста начинает меняться. На первый план выступает не количественный, а качественный рост. Именно в качестве роста в последние полтора десятилетия наблюдались застойные явления. Покажем это на примере развития элементов национального богатства.
Наибольший удельный вес в национальном богатстве занимают основные производственные фонды. В 1985 г. они составляли около 43% национального богатства (1,57 трлн. руб.). В 70-е - начале 80-х годов наметилась застойная тенденция в их обновлении. Наращивание объемов производства шло в основном за счет количественного роста устаревшей техники и оборудования. Выпуск принципиально новых видов продукции происходил медленно, научно- технический прогресс осуществлялся преимущественно путем частичной модернизации действующих средств труда. Все это вело к старению производственного потенциала. В 1984 г. до 30 - 40% действующего в нашей стране оборудования имело возраст более 15 - 20 лет.
Производительность труда на изношенном оборудовании непрерывно снижалась. Возникла парадоксальная ситуация: количество техники, направленной в народное хозяйство, с каждым годом росло, а производительность труда - ведущий качественный показатель - повышалась все медленнее и медленнее. Если в 1961 - 1970 гг. производительность общественного труда в среднем за год росла на 6,4%, то в 1971 - 1975-м - на 4,5, в 1976 - 1980-м - на 3,3 и в 1981 - 1985 гг. на 3,1%.
В народном хозяйстве скопились огромные сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей. За последние 15 лет они возросли в 2,8 раза. А ведь эти ресурсы были засчитаны в выполнение плана, включены в национальное богатство! Однако они продолжают лежать без движения.
За три истекшие пятилетки существенно увеличилось личное имущество населения. На конец 1985 г. оно составляло около одной пятой национального богатства - почти 680 млрд. руб. В использовании и этой части национального богатства накопилось немало проблем. Несмотря на количественное насыщение рынка многими товарами народного потребления, спрос населения не удовлетворялся ввиду их низкого качества. Так, например, на одного жителя страны у нас производится за год почти три пары обуви. Значительная часть ее не отвечает запросам и остается нереализованной; Тем не менее из пятилетки в пятилетку высокими темпами возрастал ее выпуск. В таких условиях вполне закономерно возникает вопрос: целесообразен ли дальнейший рост без улучшения качества? Ведь потребителю требуются не высокие темпы, а конкретная высококачественная продукция.
Партия дала принципиальную оценку положению дел в экономике, выработала концепцию ускорения социально-экономического развития страны. Главное в ускорении составляет новое качество роста, которое позволит преобразовать все стороны общественной жизни.
В. КОРОЛЕВ, кандидат экономических наук
* * *
Администрация Рейгана утверждает, будто большие военные расходы способствуют повышению занятости населения, рассасыванию безработицы в США. Насколько это утверждение соответствует истине?
И. Набатов, Ленинград.
ДАВАЙТЕ прежде всего выясним, так ли уж верно утверждение о том, что рынок трудовых ресурсов на Западе полностью насыщен и военная сфера поглощает "лишних людей", которые в противном случае остались бы без работы и пополнили очереди на бирже труда.
На первый взгляд беспрецедентный уровень современной безработицы говорит в пользу этого тезиса. Однако не всем известен тот факт, что существование огромного числа безработных не исключает острого дефицита кадров: в США, например, в 1979 г. на каждую тысячу безработных приходилось 786 вакансий, в Японии - 586, в ФРГ - 353. Дело, таким образом, не в отсутствии потребности в рабочей силе. Серьезным фактором напряженности в сфере занятости стали несоответствие профессий, уровня квалификации и образования безработных требованиям рынка труда, особенности капиталистической рационализации, выталкивающей из производства молодежь, малоквалифицированных рабочих, пожилых людей или представителей переставших быть дефицитными профессий.
Далее. Не секрет, что военная сфера поглощает наиболее квалифицированную часть специалистов, потребность в которых в невоенных отраслях экономики тоже велика. С этой точки зрения военная промышленность представляет собой источник непроизводительной растраты ценных научных, технических, производственных кадров, которые могли бы при рациональном использовании в гражданской экономике дать немалую отдачу"
Справедливо в этой связи высказывание известного американского экономиста С. Мелмана, считающего, что конкуренция военной экономики за трудовые ресурсы, производственные материалы и специальное оборудование создает "критическую нехватку рабочей силы и материального обеспечения в гражданских отраслях".
Посмотрим на проблему последствий милитаризма в области использования трудовых ресурсов с другой стороны. Не оспаривая того очевидного факта, что выполнение военных заказов и служба в армии обеспечивают занятость определенной части трудоспособного населения (5,9% в США в 1986 г.), следует все-таки выяснить, какую роль играют военные расходы и создаваемая ими занятость в снижении остроты проблемы безработицы.
Ответ, который дают результаты большого числа серьезных экономических исследований, однозначен: работотворческая продуктивность военных расходов оказывается гораздо ниже, чем способность равной суммы капиталовложений в граждан скую экономику создавать рабочие места.
К. ГОНЧАР, кандидат экономических наук.
* * *
Очень часто меняются правила приема в вузы. В этом году опять новые. Неужели нельзя разработать стабильные условия приема?
З. Никоненко, г. Николаев.
КАК НАМ СООБЩИЛИ в Минвузе СССР, правила приема в вузы корректируются в основном в зависимости от меняющихся потребностей народного хозяйства в специалистах.
На каждом этапе развития нашей экономики, науки, техники необходимость в одних профессиях возрастает, в других - остается прежней или снижается. Условия приема должны чутко отреагировать на это. Например, в 1987 г. предусмотрены льготные условия при поступлении на остродефицитные специальности, то есть те, потребность в которых в народном хозяйстве не удовлетворена, - геологоразведочные, горные, металлургические, машиностроительные, химико-технологические, строительные.
На льготных условиях будут поступать и те, кто получил направление от предприятий, расположенных в Сибири, Нечерноземье, на Севере и Дальнем Востоке. Это должно способствовать удовлетворению этих регионов в необходимых кадрах специалистов.
Начавшаяся сейчас перестройка высшей школы ставит перед вузами задачу - обеспечить высокое качество специалиста. Надежная предпосылка к этому - выбор профессии по призванию. Этой цели послужило введенное в последние годы собеседование при приеме в вузы. Многие читатели спрашивают: правда ли, что оно ныне отменено? Нет, собеседование остается, но дополнительные баллы по его результатам уже начисляться не будут. Как показал опыт, во многих вузах профориентационное собеседование проводилось формально или просто сводилось к начислению баллов по представленным абитуриентами справкам и документам. Это отчасти результат того, что многие вузы постоянно не занимались профессиональной ориентацией молодежи. Сейчас, чтобы активизировать эту работу, Минвуз СССР принял ряд мер. В частности, на подготовительных курсах будут преподавать "Основы профессии". Это не только лекции, но и практические занятия.
Однако отсутствие баллов вовсе не означает, что, например, победы в олимпиадах, предыдущая учеба или работа, особенно по профилю, не учитываются. При прочих равных условиях они, несомненно, дадут преимущества их обладателю.
Особую роль призвание играет для врачей, учителей. Но, к сожалению, среди них встречаются нередко случайные люди. Вот почему для поступающих на медицинские, педагогические и некоторые другие специальности установлены дополнительные требования. Например, на педагогические специальности будут принимать тех, кто имеет склонность или опыт работы с детьми, по рекомендациям педсоветов школ, СПТУ, техникумов, органов народного образования, трудовых коллективов, горкомов и райкомов комсомола. При приеме на медицинские специальности преимущество отдается тем, у кого есть стаж работы в медицинских учреждениях в качестве младшего или среднего медперсонала, выпускникам медучилищ, имеющим право на поступление в вуз, и сельской молодежи, направленной на обучение облздравотделами. С 1989 г. это будет уже не преимущество, а обязательное условие.
Процесс демократизации жизни нашего общества отразился и на правилах приема. Теперь приемным комиссиям дано право проводить все экзамены в письменной форме, что исключает субъективный подход к оценке знаний абитуриента.
Минвуз уделяет сейчас внимание развитию и совершенствованию дневных подготовительных отделений, чтобы увеличить долю рабочих при формировании социального состава студенчества. С этой же целью вне конкурса при получении положительных оценок будут зачисляться передовики производства, имеющие не менее двух лет стажа, и те, кого направили трудовые коллективы.
Вне конкурса смогут поступать в вузы сироты, военнослужащие, уволенные в запас по сокращению штатов или состоянию здоровья, имеющие рекомендации от воинских частей, при получении положительных оценок на вступительных экзаменах.
Как и в прошлом году, абитуриенты будут сдавать три экзамена. Причем два из них устанавливает Минвуз СССР, один выбирает приемная комиссия по профилю вуза. Только в инженерно- технических институтах все три экзамена определяет министерство.
Некоторым вузам дано право вводить четвертый экзамен.
В этом году экзамен по истории СССР придет на смену обществоведению, курс которого будут сдавать лишь там, где эта дисциплина соответствует профилю обучения (например, по специальностям философии, политэкономии и т. д.).
Решено снова вернуться к раздельному конкурсу. Теперь проходные баллы будут разные для абитуриентов, имеющих стаж практической работы более двух лет и приравненных к ним лиц, и для тех, кто такого стажа не имеет.
Вступительные экзамены в г. Москве, Московской области и г. Ленинграде будут проводиться с 11 по 31 июля, в других городах - с 6 по 20 августа. Это даст возможность лучшим поступить в ведущие вузы страны, а остальным абитуриентам - попробовать свои силы в учебных заведениях других городов.
* * *
Читал в прессе, что английский парламент в феврале этого года отклонил законопроект "О правах человека". Какие тому причины?
И. Федоров, Сызрань.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, английская палата общин отклонила законопроект "О правах человека", выдвинутый депутатом от консервативной партии. Этот документ предусматривал включение в комплекс национальных законов главных положений европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, которая, по словам газеты "Гардиан", расценивается странами Европы как "хартия буржуазной демократии".
Дело в том, что кабинет М. Тэтчер нацелил парламентскую фракцию на голосование против такого законопроекта. В ходе активных дебатов по этому вопросу, автор законопроекта депутат-тори Эдвард Гарднер попытался убедить собственных коллег по партии, что включение в национальное законодательство общепринятых положений о нравах человека "не является нарушением традиционных принципов консерватизма" и будет лишь способствовать укреплению международного авторитета Англии. Парламентарий подкрепил свои выводы результатами недавнего опроса общественного мнения британцев, проведенного Институтом Гэллапа. Из них явствует, что почти три четверти жителей страны поддерживают выдвинутый законопроект.
Однако партийное руководство тори рассудило иначе. По личному мнению главы правительства М. Тэтчер, интеграция новых положений о правах человека в национальные законы "не является желательным шагом", поскольку они якобы "ущемляют суверенитет" парламента. Такая позиция фактически предопределила судьбу законопроекта. В результате активной идеологической обработки депутатов-тори основная их масса проголосовала против принятия этого документа.
Между тем, по словам "Файнэншл таймс", Великобритания давно уже пользуется в Европе "далеко не блестящей" репутацией в вопросах соблюдения прав человека. Лишь за последнее десятилетие европейский суд защиты прав человека 18 раз рассматривал дела о нарушении таких прав в Англии, причем более половины из них завершились обвинительным приговором Лондону. По числу процессов такого рода Британия прочно удерживает сейчас "лидерство" среди западноевропейских государств.
По материалам ТАСС.