Центр стратегических разработок "Северо-Запад" провел исследования с целью оценить основные тенденции развития российского высшего профессионального образования и определить сценарии его возможного реформирования.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ исследования высшее образование в России становится все более массовым. С 1990-х годов число вузов в стране увеличилось в 2 раза, а численность студентов возросла почти в 2,5, что имеет несомненный позитивный эффект для российского общества. Однако особенностью перехода к массовому высшему образованию в РФ является то, что это происходит не на фоне "бэби-бума" и экономического подъема, как было, например, в США в 1960-е годы, а на фоне затяжного демографического спада и весьма неоднозначной экономической ситуации.
Российское высшее образование быстро коммерциализируется, что является общемировой тенденцией. Рост сектора платного образование и увеличение числа частных вузов идет в мире с 80-х годов. В России этот сектор появился с середины 90-х и развивается очень быстрыми темпами. Если в 1995-м году число коммерческих студентов в российских вузах составляло 10% от их общего числа, то уже к 2000-му количество первокурсников - "бюджетников" и "платников" практически сравнялось. А из 1,4 млн. человек, поступивших в российские вузы в 2005-м, на бюджетных местах учатся только 600 тыс. человек.
Изменился и сам процесс обучения. Как отмечают эксперты, с 70-80-х годов вузы начинают ориентироваться на подготовку "гибких" специалистов, востребованных на рынке труда, и соответственно изменять технологии обучения. Компаниям необходимы сотрудники, которые могут решать задачи, относящиеся к разным отраслям знаний и имеющие навыки приспособления к быстрой смене трудовых операций. В России эти изменения вузовской системы пришлись на 1990-е годы. Специфика процесса заключалась в резкой "гуманитаризации" отечественного высшего образования, ускоренном импорте на российскую почву новых специальностей, особенно в сфере управления и услуг, появлении новых специальностей на стыках старых дисциплин.
Важной тенденцией в сфере образования является активное развитие новых форматов обучения, таких как бизнес-школы, корпоративные университеты, тренинговые системы. В России формирование этого сектора началось тоже сравнительно недавно, но, тем не менее, он активно развивается и занимает все более серьезную долю рынка образовательных услуг.
Все эти тенденции характерны не только для нашей системы. Сложность для России заключается в том, что другие страны начали путь реформирования своего образования раньше, и если мы хотим стать конкурентоспособными на мировом рынке образовательных услуг, то нужно двигаться семимильными шагами. Иначе рискуем слишком сильно отстать от своих конкурентов.