НАШЕ образование недавно раздвоилось на государственное и негосударственное. Преимуществами государственных вузов считаются сложившиеся традиции, педагогические и научные школы. Однако так называемые коммерческие вузы уже доказали свою конкурентоспособность. А вдруг не пройдет и 200 лет, как западная молодежь устремится в российские "кембриджи" и "оксфорды"?
В СТРАНЕ - 570 негосударственных вузов, в которых обучаются 750 тыс. студентов. Эти учебные заведения не равнозначны по статусу, уровню преподавания, учебно-материальной базе и перспективам.
Главная опасность скрывается за вывесками "псевдовузов" и их филиалов, которые тоже усиленно размножаются. Задача таких заведений - собрать деньги и в лучшем случае выдать какие-то "корочки", не задумываясь о тонкостях учебного процесса и качестве подготовки специалистов.
Чтобы дистанцироваться от халтурщиков, серьезные негосударственные вузы предприняли попытку объединиться. В октябре 2003 г. был создан Национальный союз негосударственных вузов. Председателем избрали ректора Московского гуманитарного университета, профессора, доктора философских наук Игоря Ильинского, который на протяжении шести лет возглавляет Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области.
Национальный союз, как было заявлено на пресс-конференции по проблемам негосударственного образования, на сегодняшний день объединяет 32 вуза, в которых в общей сложности учатся 250 тыс. студентов. Участники союза подписали хартию. Критерии отбора "союзников" достаточно серьезные. Прежде всего это должен быть вуз со стратегией, направленной на повышение качества образования. Таких крепких негосударственных высших учебных заведений, по мнению Игоря Ильинского, не больше 20% от общего количества. Конкуренция на рынке образовательных услуг очень жесткая. Поэтому в перспективе "в живых" останутся только те, кто делает ставку на совершенствование учебного процесса. При приеме новых членов Национальный союз собирается собственными силами проводить своего рода общественную аттестацию и аккредитацию вузов. Конечно, юридической силы эти документы иметь не будут. Они также не ставят под сомнение государственную аттестацию и аккредитацию. Но коллеги друг друга проверят "с особым пристрастием". В информационном центре союза будет накапливаться база данных по негосударственному образованию. Кроме того, планируется создать межвузовский исследовательский центр. После серии встреч с руководителями Минобразования пройдут парламентские слушания в Госдуме, на которых обсудят поправки к законам, уравнивающие в правах государственные и негосударственные вузы по налоговым льготам, упрощающие процедуру оформления собственности и др.
У негосударственного образования есть и другие проблемы. К примеру, демпинговые цены. По подсчетам специалистов, обучение одного студента не может стоить меньше 1000-1200 долл. в год. Будущих студентов и их родителей "суперскидки" должны насторожить. Демпингуют, как правило, те, кто занимается профанацией. Негосударственные вузы могут себе позволить приглашать авторитетных преподавателей. Но где их взять на всех, если, например, даже в Москве нет такого количества высокопрофессиональных юристов, сколько юрфаков открылось за последнее время? В идеале учебное заведение - это просторные аудитории, лаборатории, спортзалы и библиотеки. Сейчас далеко не каждый государственный вуз отвечает таким требованиям. Может, опираясь на собственные ресурсы и не надеясь на господдержку, легче решить эти задачи? Главное, чтобы не мешали.