Начался новый учебный год, и средства массовой информации на Западе снова подняли антисоветскую шумиху вокруг принятой в СССР реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Прокомментировать те положения реформы, против которых делаются наиболее злобные выпады, мы попросили заведующего отделом научно- педагогической информации НИИ общей педагогики Академии педагогических наук СССР В. С. АРАНСКОГО, члена-корреспондента Академии наук СССР М. Н. РУТКЕВИЧА и доктора философских наук Л. Я. РУБИНУ. Разговор с ними ведет корреспондент А. КРОТКОВ.
КОРР. Много кривотолков возникло на Западе вокруг включения школьников в производственный процесс. В буржуазной пропаганде замелькало такое клише, как "легализация" детского труда...
АРАНСКИЙ. Отношение к детскому труду Советская власть определила уже на четвертый день своего существования: 29 октября (11 ноября) 1917 г. был подписан декрет Совета Народных Комиссаров о восьмичасовом рабочем дне, где подчеркивалось, что "малолетние, не достигшие 14 лет, к работе по найму не допускаются", что "рабочее время не достигших 14 лет не может быть продолжительнее 6 часов в сутки", что "в ночное время воспрещается пользоваться трудом рабочих женского и мужского пола в возрасте до 16 лет", и что к сверхурочным работам не допускаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. Советской властью молодежи была предоставлена возможность бесплатно получать образование и профессию. Советской властью была введена охрана детского труда.
18 сентября 1919 г. В. И. Лениным было подписано постановление Совнаркома, которым увеличивались тарифные ставки ученикам и подросткам. Их заработная плата возрастала на 100 процентов.
С тех пор прошло 65 лет. Принципы, на которых строится система охраны труда подростков в СССР, - ленинские принципы - остаются неизменными.
РУБИНА. Во многих же капиталистических странах и сейчас открыто существует ненормированный тяжелый низкооплачиваемый детский труд. Негативное отношение прогрессивной мировой общественности к этому социальному злу хорошо известно.
В реформе речь идет о труде в учебных целях, посильном для здоровья, возраста и пола школьников. И если часть этой работы будет выполняться по заказам предприятий, с соответствующей оплатой конкретных результатов труда, это лишь усилит его воспитательное воздействие.
АРАНСКИЙ. Только в нынешнем году государство за счет своего бюджета построит новые общеобразовательные школы на 818 тыс. мест. На народное образование, науку и культуру будет затрачена гигантская сумма - 46,3 млрд. рублей.
Образование - часть научно-технического потенциала общества, оно оказывает решающее воздействие на интенсификацию производства. Поэтому и затраты на развитие народного образования - не просто вычет из национального дохода; это вложения, которые приносили и приносят все более ощутимый народнохозяйственный эффект.
Расчеты показывают, что, например, за последние двадцать лет ассигнования на все виды обучения увеличились у нас в 3,7 раза, а прибавка к национальному доходу, которой обернулись эти вложения, выросла более чем в четыре раза.
РУТКЕВИЧ. Во все времена главной задачей школы была подготовка молодежи к самостоятельной жизни. И чем лучше школа ее - решает, тем завиднее складывается судьба ее выпускников. Шаг, который делает наша страна, а именно соединение всеобщего образования с такой же всеобщей профессиональной подготовкой, - диктуется требованиями современного этапа научно-технического и социального прогресса.
Переход ко всеобщему среднему образованию был завершен у нас в стране несколько лет назад. Сегодня молодой человек может выбирать, что заканчивать - общеобразовательную дневную или вечернюю школу, среднее профессионально-техническое училище или техникум. Все они дают среднее образование, а тем самым - право и возможность продолжать учебу в вузе. Техникумы и ПТУ дают плюс к этому профессию, школы же - лишь предпрофессиональную подготовку, которой явно недостаточно.
Требования сегодняшнего дня вызывают к жизни организацию такого обучения в школе, которое позволяло бы выпускникам быть квалифицированными работниками и включаться в сферу производительного труда без дополнительного доучивания.
РУБИНА. Для этого, в частности, надо освободить школьную программу (особенно в старших классах) от загромождающего ее второстепенного усложненного материала. За счет этого увеличивается время на трудовое обучение, причем это будет уже не игра в работу, как, к сожалению, порой бывало до сих пор, а настоящий, общественно полезный производительный труд. Труд серьезный, квалифицированный и потому интересный для подростка.
При этом - обратите внимание - даже в старших классах на трудовое обучение отведено реформой лишь 4 часа в неделю, в то время как на общеобразовательные дисциплины - 31 час. Таким образом, школа была и остается прежде всего школой общеобразовательной.
Если же говорить о дефиците трудовых ресурсов в стране, то эти 4 часа, как вы сами понимаете, не снимут проблему. Об этом дефиците надо вообще рассуждать аккуратно и с учетом региональных особенностей: в Таджикистане, например, такого дефицита вовсе нет, а в центральных областях России он весьма ощутим и создает немалые трудности. Реформа же системы образования проводится по всей стране. И если уж мы заговорили о проблеме дефицита трудовых ресурсов, то решаться она должна не столько привлечением новых людей, сколько наиболее рациональным использованием труда тех, кто уже работает.
КОРР. Прежде чем официальные документы по реформе увидели свет, ее проект был опубликован во всех центральных и республиканских газетах для всеобщего обсуждения. Оно продолжалось три месяца. Что это дало?
РУТКЕВИЧ. Судите сами: в результате обсуждения в окончательный проект реформы внесено свыше 100 дополнений и корректив.
Так, в проекте говорилось: сколько именно выпускников неполной средней школы данного района пойдет в ПТУ, а сколько останется, будет определяться, во-первых, в соответствии с требованиями народного хозяйства и, во-вторых, с учетом наклонностей и способностей самих учеников. В окончательной же редакции сделано добавление: с учетом пожеланий родителей и рекомендаций педагогических советов...
Вопрос чрезвычайно важный! Ведь может возникать противоречие между потребностями региона в работниках определенного профиля и квалификации, с одной стороны, и жизненным" планами молодых людей, их способностями - с другой. Для того чтобы разрешить это противоречие с минимальным ущербом для обеих сторон "по справедливости!), нужно учитывать "за" и "против", высказанные всеми заинтересованными сторонами. И обойти тут родителей и педагогов никак нельзя.
В текст окончательной редакции внесен также пункт о совершенствовании вечерних (сменных) рабочих школ, в которых рабочая молодежь получает среднее образование без отрыва от производства. В проекте реформы этого пункта не было.
АРАНСКИЙ. В обсуждении проекта школьной реформы приняли участие 120 миллионов советских людей, и все, что мы предпринимаем относительно преобразований советской школы - результат напряженной коллективной воли, а вовсе не чье-то единичное и волевое решение, как пытаются представить дело на Западе. К реформе подвела нас сама жизнь. Что же до опасений наших западных наблюдателей, что нет-де никаких гарантий в окончательной правильности намеченного советской школой пути, то тут мне бы хотелось вспомнить слова К. У. Черненко, которые в полной мере объясняют наше отношение к преобразованиям, связанным со школьной реформой. "Когда речь идет о живых людях, а тем более о детях, - сказал он в одном из своих выступлений, - нельзя все расписать вперед. Практика безусловно будет вносить поправки в какие-то наши наметки и планы, и бояться этого не следует".