Примерное время чтения: 7 минут
117

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (12.08.1988)

Советам - реальную власть

ПЕРЕЧИТЫВАЯ материалы XIX Всесоюзной партийной конференции, я вспомнил несколько эпизодов из своей жизни, касающихся работы Советов.

Помню, перед войной и в войну председателя сельсовета чтили как первого человека на селе. Как-то меня пригласили на заседание правления колхоза. В это время вошел председатель исполкома сельсовета. Председатель колхоза встал, поздоровался с ним, уступил свое место.

Потом, в 70-х годах, мне довелось работать секретарем парткома совхоза "Плесский" Пензенской области. Тут уже хозяином на селе был директор совхоза, положение изменилось.

Считаю правильным решение о передаче Советам всей власти на своей территории.

Предлагаю председателей колхозов, директоров совхозов и других руководителей местных предприятий утверждать на сессиях сельских Советов. Районных руководителей - на районных сессиях, областных - на областных, министров и всех вышестоящих руководителей - на сессиях республики и Союза.

И. Марушин, г. Пенза

* * *

Доказать делом

СЧИТАЮ, что перестройка может утвердиться через повышение руководящей роли партии, укрепление авторитета первичных организаций, партийных органов, каждого коммуниста, улучшение качественного состава партийных работников, их профессиональной подготовки.

В связи с этим хочу сказать, что развитие гласности и демократии породило ряд неформальных организаций, которые, например, в городе Красноярске объединили, как правило, коммунистов и беспартийных, имеющих взыскания или ранее судимых.

Я не против неформальных организаций, но думаю, что они должны помогать партии в борьбе за перестройку, а не наоборот. У нас же неформалы, нередко выдавая себя за активных борцов перестройки, самым беспардонным образом шельмуют партийных и советских руководителей. То, что сегодня происходит в некоторых городах, в том числе в Красноярске, это не демократия, а вакханалия, мешающая перестройке.

Недостатков у нас, конечно, много. Их нужно устранять и перестраивать наше общество, но не такими методами. Главную роль должны играть в этом важном деле не крикуны, порой, нигде месяцами не работающие, а настоящие труженики.

П. Костюкова, Красноярск

* * *

Экономика против бюрократизма

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АППАРАТ у нас часто ассоциируется с бюрократами, хотя между этими группами есть глубокое экономическое отличие.

Если административно-управленческий аппарат своей деятельностью снижает удельные издержки производства, то такой аппарат никак не бюрократический. Но если он своей деятельностью не снижает издержек, не оптимизирует производство, то это явно бюрократический аппарат. Разность между существующими и прежними издержками определяет экономическую базу аппарата. Если эта разность больше или равна нулю, то это - бюрократия. А отсюда и отношение к ним.

Компетентная административная деятельность приводит к принятию грамотных решений, которые оптимизируют производство. Бюрократия же не заинтересована в принятии компетентных решений, в ответственности и рьяно отстаивает это право. В связи с этим она может "комплектоваться" по знакомству "преданными" людьми. Если оплачивать труд этих людей по экономическому критерию эффективности, то случайные люди в аппарате исчезнут.

И. Костыльков, кандидат технических наук

* * *

Изменить формулировку

НА ПРОТЯЖЕНИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, да и всей жизни многим из нас приходится заполнять большое количество анкет. Не буду сейчас говорить о "целесообразности" этого бумаготворчества. Скажу только, что регулярно вносимое в графу "партийность" слово "беспартийный" лично меня, к сожалению, не члена Коммунистической партии Советского Союза, глубоко оскорбляет. Ведь значит оно и то, что живу и работаю я без партии (в душе, в сердце, в мыслях), и то, что обхожусь без нее. А ведь партия, ее идеи, дела и задачи - во мне, ибо вне партийных рядов я - не по своей воле. Несмотря на утверждение Устава КПСС о том, что членом КПСС может быть каждый советский гражданин, я из-за существующих разнарядок не смог вступить в партию. Так вот, в этой связи я считаю необходимым формулировку "беспартийный" заменить на "непартийный".

В. Кнырь, г. Киев

* * *

Кто должен учить студента

ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ - это механизмы, обеспечивающие ее преемственность. Существующая ныне система высшего образования эту преемственность, к великому сожалению, не обеспечивает.

В нашей стране наука и образование похожи на супругов, находящихся в разводе. Наука занимается своими делами, институты - своими. Наука изучает, институты - образовывают. Вряд ли имеет смысл доказывать, что учить должен человек, который обладает самыми современными знаниями.

Типичная фигура нынешнего работника образования - это отнюдь не холеный и катающийся в масле профессор из романа о "прежней" жизни (имеются и такие - но очень немного). Нынешний преподаватель вуза - это щелкающий зубами учитель, изнемогший от непосильных нагрузок. Его средняя зарплата по стране составляет 200 руб. Аудиторная нагрузка, которая не учитывает время подготовки к занятиям, написание бесконечных отчетов, такие же бесконечные собрания и заседания, общественную работу, колеблется от 17,3 часа в неделю до 27,2 часа. Время же, отводимое преподавателями обследованных вузов на научную работу, составляет, по подсчетам, от 54 минут в день до 2 часов 1 минуты 12 секунд.

Работают же над собой, т. е. занимаются наукой, только самые выносливые и беспокойные. Другая, не менее активная и выносливая часть преподавательского состава предпочитает зарабатывать на жизнь репетиторством и строительством коровников. Третьи (и их очень много) смирились и тянут лямку.

Вот и получается, что студент учится у людей, не стоящих, мягко говоря, на переднем крае науки и прогресса.

Пагубность сложившейся практики понимают, видимо, все заинтересованные лица. В "Основных направлениях перестройки высшего и среднего специального образования в стране", в частности, отмечается: "Необходимо существенно расширить масштабы научных исследований и разработок, проводимых вузами... Для этого требуется увеличить в два-три раза объем фундаментальных исследований и примерно в три-четыре раза - конструкторско-технологических и опытно-экспериментальных работ".

Но сколько ни говори о халве, во рту сладко не станет. Нужна халва. Принято решение о повышении зарплаты преподавателям (с 1990 г.). Приняты некоторые меры по стимулированию исследовательской деятельности. Однако не принято мер, направленных на разгрузку преподавателей от преподавания. Скорее, наоборот. Поскольку с этого учебного года ставки почасовиков возросли, но только за счет и в пределах планового фонда зарплаты, количество совместителей упало, и, следовательно, возросла нагрузка штатных преподавателей, перед которыми, напомню, стоит грандиозная задача увеличения объема фундаментальных исследований в два-три раза.

Не будем обманывать и обманываться. При нынешней экономической ситуации страна вряд ли в ближайшее время изыщет достаточно материальных ресурсов, чтобы существенно увеличить численность преподавателей вузов. А без этого даже намечающееся повышение зарплаты существенных выгод не сулит. Социальная справедливость будет, быть может, восстановлена, но не более того.

По моему убеждению, справиться с положением могли бы помочь сотрудники академических и отраслевых научно-исследовательских институтов. Исследователи являются одновременно преподавателями. И студентам есть чему у них поучиться.

Наиболее разумным было бы придание Академии наук и наиболее сильным отраслевым НИИ образовательных функций. Это могут быть как всевозможные курсы для "интересующихся", так и подготовка полновесной научной смены. Аспиранты при НИИ уже давным-давно есть. Настало время и для студентов.

А. Мещеряков, кандидат исторических наук.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно