Группа клоунов ленинградского театра "Лицедеи" известна сегодня многим. Корреспонденты "АиФ" А. УГЛАНОВ и С. ХАЛЬЗОВ побывали на их спектакле и подготовили репортаж.
"Лицедей-лицей" - под таким названием в июне этого года шли выступления артистов во время белых ночей в Ленинграде. Своеобразно задумано проведение очередного Международного фестиваля уличных театров в 1988 году. Он будет называться "Караван мира" и пройдет по пяти странам Европы и шести республикам нашей страны. Но это - в будущем, а мы вернемся в день сегодняшний.
После спектакля руководитель театра В. ПОЛУНИН ответил на наши вопросы.
- Популярностью у зрителей пользуются те театральные коллективы, в чьих работах находят отражение проблемы сегодняшнего дня. Как вы это учитываете?
- Естественно, что в спектакле должно отражаться время. "Низя-а" - слово, неоднократно повторяемое в одной из первых сцен представления, зазвучало впервые 6 лет назад, в 1982 году. Но в то время это слово чаще повторяли не наши клоуны, а хозяйственники, истерики, театральные деятели и многие-многие другие серьезные люди.
Сегодняшняя действительность, безусловно, во многом отличается от тех дней. Но оглянитесь вокруг! Разве не исчезли с улиц древние старухи с авоськами, которых никто не замечает и зачастую попросту толкают? Разве нет людей, стремящихся жить в коллективе, но в силу своих индивидуальных способностей остающихся "белыми воронами"?
Так что мы пытаемся не просто отразить действительность, а, быть может, подняться до каких-то философских обобщений. Насколько это удается, должен судить зритель.
- Вы часто бываете на гастролях за рубежом и видите, как работают их клоуны. Можно ли делать какие-то сравнения?
- Клоунада весьма популярна за границей. В этом жанре работают профессионалы высокого класса, но можно сказать, что за последние, скажем, 100 лет жанр практически не изменился и использует те же приемы, какими пользовались прадедушки современных клоунов.
- Итак, в ваших спектаклях очевидна социальная направленность, говоря проще, связь на первый взгляд простых и даже наивных вещей с реальностью жизни. Как реагируют на это иностранные зрители?
- Только что, сразу после спектакля, я говорил с менеджером из Австралии и услышал от него слова, характерные для многих иностранцев, смотревших нашу программу.
Вероятно, будучи знакомыми только с советским балетом, многие из них видят Россию в классических, канонических формах и заведомо считают, что эксперименту и новаторству в нашем искусстве нет места. После наших спектаклей это заблуждение рассеивается. Могу сказать больше. На мой взгляд, клоунада - жанр революционный.
Смотрите также:
- В ПРЕСС-ЦЕНТРЕ 70-летия ОКТЯБРЯ. О. Ефремов: "Поднять ценность человека" →
- ИНТЕРВЬЮ БЕРЕТ ЧИТАТЕЛЬ. О себе, зрителях и творческом долголетии →
- Нападки на Мирзоева. В японском стиле →