В редакционной почте немало писем, в которых читателей интересуют вопросы, связанные с работой железнодорожного транспорта. На некоторые из них ответил на состоявшейся 8 января пресс-конференции министр путей сообщения СССР Н. С. КОНАРЕВ.
- Многих читателей беспокоит, что на железных дорогах и метрополитенах участились аварии. В чем дело? Как вы оцениваете эту ситуацию?
- Прошлый, 1987 год, был для нас в этом отношении особенно неблагоприятным. В результате аварий погибло 155 человек, из которых 106 - на станции Каменская. Такого еще не было в нашей практике. Сравните: в 1965 - 1986 гг. в среднем погибало 50 - 60 человек в год. Но тогда об этом в печати не сообщалось.
Аварии заставляют нас не жалеть сил и средств для повышения технической оснащенности системы безопасности. На дорогах ужесточается контроль. Да и сама система безопасности во многих случаях предотвращает нарушения правил эксплуатации дорог. Однако анализ аварий подсказывает, что мы обязаны больше внимания уделять тому, что входит в понятие "человеческий фактор".
И меня, как руководителя отрасли, очень волнуют вопросы, связанные с повышением гражданской ответственности железнодорожников, их профессиональной подготовленности.
- Сообщалось, что 17 декабря 1987 г. Политбюро ЦК КПСС рассмотрело предложения о необходимости коренного технического перевооружения железных дорог СССР. Чем это вызвано? В чем существо проблемы? Каковы пути ее решения?
- Дело в том, что с середины 70-х годов объемы перевозок грузов стали отставать от масштабов выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции. Это вызвано нарушением пропорций между развитием производственных мощностей в промышленности, сельском хозяйстве и строительной индустрии и материально-технической базой железнодорожного транспорта. В 1971 - 1985 гг. среднегодовой прирост основных фондов у нас был в 1,5 раза ниже, чем в промышленности, сельском хозяйстве и стройиндустрии. А перевозки за этот период увеличились на 36,7%.
За последние 15 лет средняя грузонапряженность железных дорог выросла в 1,4 раза, съем перевозочной продукции с 1 км линий возрос с 19,1 млн. т/км в 1970 г. до 26,2 млн. т/км в 1985 г. Это, кстати, наивысший показатель в мире. А на загруженных линиях эти цифры еще больше.
Значительно выросли пассажиропотоки. Только в 1987 г. мы перевезли 9,2 млрд. пассажиров, 4,7 млрд. из которых - метрополитеном.
Те резервы, которые мы получили в результате коренной реконструкции железных дорог в конце 50-х годов, почти полностью использованы.
Политбюро ЦК КПСС поручило Госплану СССР, МПС и другим заинтересованным ведомствам разработать к 1989 г. государственную программу коренной модернизации магистрального железнодорожного транспорта в 1991 - 2000 годах.
Смотрите также:
- Навстречу XXVII съезду КПСС. СССР ЗА ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА (часть 2) →
- НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. Рентабельность стальных магистралей →
- НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. АРТЕРИИ ЭКОНОМИКИ →