Недавно в передаче "Голоса Америки" в очередной раз утверждалось, что советские войска в Афганистане продолжают якобы применять замаскированные под детские игрушки мины. Наш корреспондент обратился с просьбой прокомментировать подобные сообщения к группе воинов- интернационалистов, в разные годы служивших там: полковникам А. ГРЕБЕНЮКУ и А. ЛОГАЧЕВУ - офицерам инженерных войск; А. ДАВЫДОВУ и С. ВЕРАЩАГИНУ - ныне студентам 2-го Московского мединститута; С. ВИСЛОЯНУ, В. КАРИМОВУ, С. ЧИКИНУ - рабочим АЗЛК; В. КАРАСЕВУ - ныне студенту МГИМО.
КОРР. Кто более часто использует в Афганистане мины: советские войска или душманские группировки?
ГРЕБЕНЮК. Наши и афганские войска не находятся в положении обороняющихся, у них нет военной необходимости в широком применении минных средств. Обороняются душманы: нанося удары из-за угла, исподтишка, они, чтобы ускользнуть от преследования, ставят минные заграждения, маскируя их очень тщательно.
Но, кроме того, мины - это коварное и страшное диверсионное оружие, автоматы уничтожения, дающие возможность наносить потери, не подвергая себя опасности. Ежегодно душманами устанавливаются тысячи мин на дорогах и в населенных пунктах.
ДАВЫДОВ. Нельзя сказать, что мины попадаются в Афганистане на каждом шагу, но за полтора года службы там я подрывался в транспорте дважды. Командир моей роты - гвардии капитан Е. Дымов погиб, прикрыв своим телом сработавшую от растяжки мину-гранату. Прошлым летом, во время работы в Кабуле в составе студенческого медицинского отряда, наша группа едва не стала жертвой взрыва заминированного мотоцикла, мы не дошли до него метров сорок.
КОРР. Какие мины предпочитают использовать душманы?
ГРЕБЕНЮК. Прежде всего стандартные мины западного производства. Я могу назвать несколько типов американских, английских, итальянских мин (последние особенно коварны, поскольку практически не имеют металла, сделаны из пластмассы). Но, кроме того, у душманов имеется большая сеть подпольных мастерских, в которых изготавливаются кустарные мины. Замыкатели их могут быть замаскированы под вид куска бревна, рваного шланга, двух гвоздей, болта с гайкой и т. п. - то есть предметов, которые на дорогах бедных сельских провинций долго валяться не будут. Довольно часто бывает, что контакты мин и фугасов замыкает не гусеница танка или колесо бронетранспортера, а подобравший предмет местный житель, нередко ребенок.
КАРАСЕВ. Душманам иногда удается тайно снять и использовать советские мины. Я был свидетелем того, как на такой мине, установленной ночью блокированной нами бандой, недалеко от населенного пункта, подорвался утром мальчик-пастух. Был сильно изранен, истекал кровью, но еще жив. Конечно, мы доползли, пытались помочь, необходимо было как можно скорее доставить его к медикам. Водители БТР имели строгий приказ проезжать этот обстреливаемый участок дороги на большой скорости, не останавливаясь, чтобы не стать легкой мишенью. Однако первая же машина затормозила, когда водитель увидел, с кем я поднялся навстречу.
КОРР. Известны ли вам лично случаи, когда дети становились жертвами непосредственно советского оружия?
ВЕРЕЩАГИН. Я, когда служил санинструктором, видел детей, искалеченных лишь душманскими минами.
КАРАСЕВ. Были случаи, когда, играя с найденными где-либо реальными боеприпасами, дети гибли. Но страшно, когда бандиты вручают ребенку в виде игрушки, скажем, противопехотную легкую мину, показывают, какую кнопку нажать и где положить... Могут и подкупить, и просто заставить.
КАРИМОВ. Одна из машин в нашей колонне подорвалась на дороге в горах, тут же заметили за камнями мелькнувшего подростка. Оказалось, жил недалеко, пришли бандиты, оставили мешок мин, сказали, что если не будет ставить - уничтожат всю семью. Мальчик поклялся, что больше минировать не будет, но умолял нас оставить ему автомат, чтобы он - старший в семье - мог защитить от душманов братьев и сестер.
ЧИКИН. В душманских отрядах есть подростки 10 - 14 лет, угнанные за границу или выросшие среди бандитов. При мне подросток лет 13 с двух шагов выстрелил в спину и тяжело ранил нашего офицера. Ему за это заплатили вперед. Афганцы сами готовы были его разорвать. Мы не дали - каково нам было бы? Отвели, сдали...
КОРР. В американском журнале "Ридерз дайджест" описываются примеры действия "дьявольского советского оружия". В частности, как 7-летний мальчик стал калекой от взрыва мины, сделанной в форме безобидной консервной банки...
ГРЕБЕНЮК. Самыми распространенными оболочками для заряда взрывчатого вещества мины или бомбы кустарного производства у душманов служат консервные банки и бутылки. Запаянные, они нередко привлекают внимание детей.
ВИСЛОЯН. Когда, стоя на посту, видишь, как они идут в поисках съестного - по грязи, в галошах на босу ногу, в мешок холщовый какой-то мусор собирают, - сердце кровью обливается; и я, и многие наши ребята часто отдавали им свой паек.
КОРР. Еще пример из "Ридерз дайджест": "10-летний афганский мальчик-пастух заметил в траве что-то белое и блестящее, похожее на шкатулку. В тот момент, когда он поднял ее, ящичек взорвался, превратив руку в кровавое месиво".
Состоят ли на вооружении нашей армии какие-либо мины нетрадиционных образцов, скажем, из нержавеющей стали, нестандартной форумы и т. д.?
ГРЕБЕНЮК. Все советские минные вооружения имеют явно выраженную идентификацию: защитная окраска, четкая маркировка, правильная, как правило, округлая форма недвусмысленно говорят о том, что это инженерные боеприпасы, предназначенные для военных целей. Мины, используемые нашими войсками для прикрытия мостов, туннелей, путепроводов, других объектов от диверсий, обязательно ограждаются проволочными заборами с хорошо видимыми табличками, предупреждающими об опасности на трех языках: русском, фарси, пушту.
КОРР. Маленькие дети, да и многие взрослые в Афганистане не умеют читать...
ЛОГАЧЕВ. Об этих минных заграждениях извещают мирное население и афганские власти. Без согласования с ними ни наши, ни афганские войска не имеют права устанавливать мины. Несанкционированная, случайная установка была бы грубым нарушением требований наших уставов и постановлений.
КОРР. Но ведь военный эффект обозначенных мин, видимо, ниже, чем тайных?
ГРЕБЕНЮК. Безусловно. Но мы сознательно идем на демаскировку мест их установки, чтобы обезопасить мирное население.
КОРР. Поскольку меняется и обстановка, и состав временного контингента советских войск, не могут ли вследствие того или иного недосмотра возникать "бесхозные" минные поля?
ЛОГАЧЕВ. Информация о минных полях поставлена исключительно точно, их местоположение фиксируется и отражается на картах; эта информация всегда передается при смене командования или воинских частей - до тех пор, пока не поступит обязательный приказ снять минное поле. Если после этого там кто-то подорвется, то за это виновные привлекаются к уголовной ответственности.
КОРР. Встречались ли вы с минами-куклами - оружием, по определению "Голоса Америки", "специально направленным против едва начавших ходить детей"?
ГРЕБЕНЮК. Со сделанными в виде игрушек минами я лично не работал. Но видел заминированные фрукты, мины в конфетных обертках, мины-авторучки, минированные карандаши. Это ведь прием не новый. Американцами на Кубе после победы революции был оставлен целый "арсенал смерти" с инструкциями, как минировать ручки, книги, столы, двери, радиоаппаратуру и т. д. Как специалист, который вынужден изучать все эти вещи, я могу утверждать, что мины- ловушки, применяемые душманами, носят следы американской "технологии".
Эти мины используются душманами обычно для того, чтобы затруднить обнаруживание более мощных зарядов - у колодцев, на пороге, в стенах и очагах домов, с приводами нажимного, натяжного, термического действия. Многие из этих мин невозможно разминировать, часть из них снабжена помимо основного и дополнительным скрытым радиовзрывателем. Такие мины наиболее часто встречаются в населенных пунктах, в местах людных, оживленных, где нельзя медлить с разминированием.
ВИСЛОЯН. Яркие игрушки, ручки и т. д., особенно контрабандные, с электроникой, иногда просто навязываются бродячими торговцами. Бывает, ими торгуют и дети, даже не подозревающие, что внутри может содержаться мина замедленного действия.
КОРР. Всякое оружие, даже столь бесчеловечное, должно иметь какую-то логику применения. Можно ли считать мины- игрушки оружием провокации?
ГРЕБЕНЮК. У меня нет ни малейших сомнений в том, что афганцы ясно представляют себе, кто минирует школы, мечети, дороги к водоемам - для того, чтобы противодействовать становлению мирной жизни, нормальных человеческих и общественных отношений, ликвидации невежества. И понимают, что ни малейшей военно- политической необходимости применять мины-ловушки ни у нас, ни у афганской армии нет, как нет и самого этого оружия.
Политический смысл применения такого оружия душманами, на мой взгляд, состоит в нагнетании атмосферы страха с целью дестабилизации, изгнания людей из страны. Покалеченным детям отводится при этом роль наглядных и живых символов террора. Последующие же обвинения нас в совершении этих страшных преступлений - лишь продолжение подрывной работы другими средствами.
Беседу вел В. ЗАДЕРА