ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Меньше, да лучше

   
   

За что и как присуждаются звания артистам и нужны ли эти звания вообще?

И. Пермяков, Москва

ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЙ в нашей стране много - от народного архитектора до народного гафиза (по-таджикски - певца), от заслуженного бухгалтера до заслуженного агронома, от заслуженного фармацевта до заслуженного рыбака... Все они свидетельствуют о высоком мастерстве, о значительных профессиональных заслугах, творческом подходе к работе.

Система почетных званий многоступенчата. Если говорить об артистах, то первая ступень для них - звание заслуженного артиста республики, вторая - народного республики, третья, самая высокая - народного артиста СССР. Наряду с этим существует и другое почетное звание - заслуженный деятель искусств, присуждаемое за выдающиеся заслуги в области театра, кино, музыки, цирка и т. д.

Первые звания появились сразу после Октябрьской революции, их тогда давали единицам: в 1918 г. Шаляпину присвоили звание народного артиста, в 1920 г. Нежданова стала заслуженной артисткой, а Ермолова - народной артисткой Республики (Союз Советских Социалистических Республик тогда еще не был образован).

Количество награжденных год от года росло. В послевоенные годы, например, уже награждаются не отдельные люди, а группы работников театров. Награждения по случаю "круглой" даты, юбилея становятся не исключением, а правилом, традицией.

Сегодня из 73 тыс. артистов нашей страны, считая не только театр, но и кино, эстраду, цирк, 452 человека имеют высшее звание - народный артист СССР. Всего же за 50 лет существования этого звания его удостоены 8776 артистов, в минувшем 1987 г. - 14.

Только за годы 11-й пятилетки 3,5 тыс. артистов награждены почетными званиями. Не привел ли обильный поток наград к некоторой инфляции? Всегда ли подлинная слава артиста соответствует его званию? С такими вопросами мы обратились к народному артисту СССР Михаилу УЛЬЯНОВУ, народному артисту РСФСР Зиновию ГЕРДТУ и драматургу Виктору РОЗОВУ.

УЛЬЯНОВ. Да, слишком много у нас стало заслуженных да народных. Звания обесценились, потеряли свою силу. Раньше их имели единицы, но какие - Ермолова, Станиславский! Теперь - сотни и тысячи! Вот и соизмерьте.

ГЕРДТ. Когда-то давно, по возвращении в Советский Союз из эмиграции, Вертинского пригласили сниматься в кино. Его повели в актерский отдел киностудии, чтобы составить на него личную карточку. Девушка, которая записывала данные, спрашивает его: фамилия? имя? отчество? Он отвечает: "Вертинский Александр Николаевич". - "Ваше звание?" - "Простите, не понял". - "Кто вы - заслуженный, народный?" - "Деточка, - с неподражаемой интонацией ответил Вертинский, - кроме мирового имени, у меня ничего нет!"

Люди театра знают, за что и как дают звания и как их иногда пробивают. Для многих людей эти хлопоты, эта возня со сбором характеристик и отзывов унизительны, зато тем, кто хочет любой ценой выдвинуться, - удобная дорога. Давно, когда я еще выступал на эстраде, один артист цинично поведал мне, как он делал себе звание. Позвонил в профком одного завода и сказал, что хочет выступить перед рабочими в обеденный перерыв. Ну, выступил, поаплодировали - хорошо. Только через некоторое время он звонит в профком снова и сообщает, что коллектив рабочих другого завода выдвинул его на звание заслуженного артиста республики, так не поддержат ли здесь эту инициативу? Ему пообещали поддержать. Он же, ни минуты не мешкая, повторил тот же фокус со вторым заводом, сославшись на этот, якобы его выдвинувший. А вскоре он стал заслуженным артистом УССР.

Я вообще против званий. Это же нелепо: Шаляпин и Ермолова - народные артисты республики, такие же, как я... Ну как же можно нас равнять! А сколько артистов отмечено только божьим даром, а не званиями. Уникальный актер А. Петренко даже не заслуженный! Некоторые получают звания лишь за то, что они - дети прославленных родителей.

РОЗОВ. Я еще помню, как присуждали первые звания народных артистов Советского Союза. Их дали Станиславскому, Немировичу-Данченко, Качалову, Книппер-Чеховой. Когда в газетах появились их фотографии, ни у кого и сомнений не возникало - это были действительно НАРОДНЫЕ артисты в полном смысле этого слова. Теперь порой читаю объявления о присуждении званий и думаю: кто же знает этих артистов?

Нам все равно, какие награды имел Мочалов или Эйзенштейн. Мы говорим "Ермолова" - и этим уже все сказано. И потому, я считаю, к наградам надо относиться не то чтобы легкомысленно, но все же не слишком серьезно. Не надо давать их часто - все это не только девальвирует звания, но и развращает людей: начинается бесстыдная погоня за наградами. Я не против, если их дают за что-то выдающееся, но когда по случаю юбилея и таким громадным списком...

- В Положении о почетных званиях ничего не говорится о льготах и привилегиях их обладателям, но в реальной жизни они есть. Как это сказывается на отношениях в коллективе?

ГЕРДТ. Получается, что часть людей выделяется из среды, но не творчески, а официально. Для такого организма, как театр, где все на сцене друг от друга зависят, это очень вредно.

РОЗОВ. Я долго и мучительно думал об этом и вот что скажу вам: жизнь актера тяжела и бесправна. Он так много должен уметь делать, и притом за мизерную зарплату! Большой артист - это не только талант от природы, но и колоссальная работа над собой. Так вот, я - за то, чтобы обеспечить артисту возможность спокойно работать. И то, что человек со званием меньше трепещет за свою судьбу, по-моему, хорошо. Другое дело, что не надо давать эти звания в таком непомерном количестве.

ДАЛЕКО не каждый знаком с механизмом выдвижения на звание. Инициатива должна исходить от коллектива, где артист работает. Художественный совет решает вопрос открытым голосованием, "треугольник" утверждает решение. Далее характеристика представляемого и другие бумаги передаются в местные органы культуры, а уж потом - в одну из организаций, которым разрешено возбуждать ходатайство о представлении к званию: Министерство культуры, Комитет по кинематографии, Союз композиторов и т. д. "Последняя, решающая инстанция - Верховный Совет. Звание народного артиста СССР присуждается Президиумом Верховного Совета СССР, остальные звания - Президиумами Верховных Советов союзных республик.

Процесс этот канительный, цепочка длинная, хотя, надо сказать, Верховным Советом СССР уже готовятся изменения к положению о присвоении званий. На наш взгляд, видимо, стоит уменьшить требуемое количество документов, виз, инстанций. Пора, наконец, сделать сам процесс демократичным, гласным.

Почему бы, скажем, не печатать в "Советской культуре" фамилии тех, кого коллектив рекомендует к званию? Так, как это делается при выдвижении на Государственную премию. Пусть газета опубликует статьи профессиональных критиков, творческие портреты, зрительские письма, отклики... Артисты - люди известные, многие захотят высказать свое отношение к их работе. Да и сами кандидатуры могли бы выдвигаться по результатам зрительских опросов - таких, какие проводит, например, "Советский экран". Возможно, тогда не будет разрыва между истинно народным признанием и званием, как было с В. Высоцким и О. Далем, и нашим любимейшим артистам не придется ждать до преклонных лет того, что они заслужили, как Л. Утесову и А. Райкину.

Есть и другое мнение - вообще не давать почетных званий артистам, а только награждать лучшие работы года. Ведь театр - искусство сиюминутное и старые заслуги в нем недействительны. В этих рассуждениях есть своя логика, но будет не очень справедливо, если для артистов звания отменить, а для остальных - архитекторов, деятелей науки и техники - сохранить. Видимо, правильнее звания артистам все же присуждать, только подходить к этому строже и демократичнее. Пусть будет меньше, да лучше.

Смотрите также: