ВОПРОС - ОТВЕТ (05.02.1988)

   
   

Прокурор отвечает на вопросы

О соблюдении законности в деятельности правоохранительных органов корреспондент "АиФ" А. Угланов беседует со старшим помощником Генерального прокурора СССР, государственным советником юстиции 2-го класса С. САМОЙЛОВЫМ.

КОРР. Сергей Анисимович, со словом "прокурор" люди связывают обычно такие понятия, как непримиримость к нарушениям закона, строгость и вместе с тем справедливость. Однако в последнее время действия прокурорских работников часто подвергаются критике в печати, и может даже создаться впечатление о творимом беззаконии в деятельности самой прокуратуры. Каково ваше мнение?

САМОЙЛОВ. Прежде всего скажу, что подавляющее большинство прокуроров действует принципиально, строго и справедливо. Приведу совсем свежий пример.

Недавно коллегия Прокуратуры Союза ССР заслушала отчет прокурора Узбекской ССР. Предварительная проверка и отчет показали, что в работе по восстановлению режима законности в республике, особенно в сфере экономики, органам прокуратуры пришлось преодолевать и местничество, и порой открытое сопротивление должностных лиц. Потребовалась серьезная помощь Прокуратуры Союза ССР. В Узбекистан наряду с группой прокуроров и следователей из центрального аппарата были командированы и многие работники прокуратуры из других союзных республик. За два последних года удалось разоблачить сотни организованных групп расхитителей и взяточников. Среди них оказались теперь уже бывшие министр хлопкоочистительной промышленности Усманов и ряд его заместителей, первый секретарь Бухарского обкома партии Каримов и многие другие лица, занимавшие высокие посты в республике. Пришлось повоевать и с некоторыми местными судами, демонстративно устраивавшими проволочку в рассмотрении дел жуликов. Больше того, проявляя принципиальность, отстаивая справедливость, прокуроры за этот период опротестовали 29 незаконных оправдательных приговоров, вынесенных местными судами в отношении крупных расхитителей и взяточников. Вышестоящие суды удовлетворили протесты прокуроров, отменили незаконные приговоры. Преступники понесли заслуженное наказание.

Вообще нужно сказать, что от прокуроров и следователей требуется особое мужество и проявление высшей принципиальности, когда речь идет о борьбе с преступными злоупотреблениями должностных лиц - расхитителями, взяточниками, очковтирателями, нарушителями государственной дисциплины, бракоделами. А ведь в истекшем году только за различные злоупотребления предано суду свыше 30 тыс. должностных лиц, а свыше 350 тыс. по представлениям и постановлениям прокуроров привлечено к дисциплинарной, административной и материальной ответственности, в том числе около 80 тыс. за приписки, выпуск недоброкачественной продукции, нарушение законодательства о поставках. Усилиями прокуратуры в государственную казну ежегодно возвращаются сотни миллионов рублей, незаконно попавших в чьи-либо руки.

Прокуроры удовлетворили в истекшем году свыше 100 тыс. жалоб и заявлений граждан, предъявили более 3 тыс. исков о взыскании ущерба с лиц, виновных в незаконном увольнении, внесли многие тысячи протестов и представлений по фактам нарушений трудового законодательства. Мы получаем много писем с благодарностью за раскрытие преступлений, оказание помощи, восстановление справедливости.

КОРР. Конечно, цифры красноречивые. И все же не только в печати, но и в нашей читательской почте высказывается много претензий к работникам прокуратуры, сообщаются факты формального подхода к рассмотрению дел, разрешению писем и жалоб.

САМОЙЛОВ. Да, и в наш адрес приходит немало справедливых жалоб на правоохранительные органы, в том числе и на действия прокуратуры.

Нужно прямо сказать, что в деятельности прокуратуры еще много недостатков и поводы для критики имеются. Отдельные ее работники совершают и неправомерные действия, за что с них взыскивается по всей строгости, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Принимаются меры к очищению рядов прокуратуры не только от нарушителей законности, но и от нерадивых работников.

Однако по поводу критических выступлений печати есть два серьезных возражения.

Во-первых, нельзя признать правильной, отвечающей интересам дела позицию некоторых газет, которые публикуют только негативные материалы о деятельности прокуратуры. Не говоря уже о том, что подобная линия идет вразрез с рекомендациями партии центральным и местным газетам систематически освещать опыт работы правоохранительных органов по укреплению социалистической законности и правопорядка, она к тому же порождает искаженное представление о действительном положении дел в прокуратуре и, конечно же, не способствует воспитанию населения в духе уважения к правоохранительным органам. Тем более что критика нередко ведется высокомерным, грубым, оскорбительным тоном.

Во-вторых, многие критические статьи страдают необъективностью. В них искажаются фактические обстоятельства дела, порой авторы пользуются случайными, непроверенными сведениями. В этой связи, например, редакции газеты "Социалистическая индустрия" в прошлом году пришлось дважды публиковать опровержения на свои же материалы. Вот к чему ведет погоня за сенсацией и пренебрежение достоверностью.

КОРР. Все же немало и обоснованных поводов для критики, возникающих из конкретных неправильных действий следственных и судебных работников. Вспомним хотя бы известные "витебские" дела, когда по обвинению в убийстве было осуждено несколько невинных людей. Не дают ли эти и подобные им печальные факты оснований для серьезных размышлений как об уровне работы судебно-следственных органов, так и о необходимости выработки каких-то дополнительных гарантий от необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности?

САМОЙЛОВ. Конечно, дают. Разработана и еще разрабатывается целая система мер, которая должна обеспечить улучшение всей работы правоохранительных органов. Идет серьезная перестройка. Применительно к прокуратуре - это и повышение ответственности, и усиление надзора за расследованием преступлений, для чего прокуратура будет освобождена от непосредственного расследования значительной части дел, не представляющих особой актуальности (расследование по ним будет передано в ведение органов внутренних дел).

Вводится изменение Порядка рассмотрения жалоб граждан на действия органов дознания и следствия, предусматривающее как сокращение прокурорских инстанций для прохождения жалоб, так и упорядочение практики непосредственного изучения материалов дел в вышестоящих прокуратурах. Введен особый, более жесткий порядок проверки материалов и оценки доказательств при даче прокурорами санкций на арест лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления и многое другое. Прорабатываются и вопросы расширения участия защиты в стадии предварительного расследования преступлений.

КОРР. Вы говорите о принятых мерах, но давайте вернемся к тому, что происходило в Белоруссии.

САМОЙЛОВ. Неправы те, кто из "витебских" дел, по которым в разные годы были необоснованно привлечены к уголовной ответственности и осуждены по обвинению в умышленном убийстве несколько человек (пока идет расследование и есть основания говорить о 6 - 7 лицах), увидели только одну проблему - проблему обеспечения прав обвиняемого на предварительном следствии. Причем некоторые журналисты и писатели вообще усомнились в состоятельности всей правоохранительной системы.

Безусловно, "витебские" дела - это трагедия, которая послужит горьким, но поучительным уроком не одному поколению судебно-следственных работников. И все же будем объективны. Ведь не кто-то со стороны и не в результате какой-то случайности, а сами органы прокуратуры и внутренних дел вскрыли ошибки и проделали поистине колоссальную работу по установлению подлинного убийцы - Михасевича, убившего 33 женщины, и реабилитации невиновных. Или это ничего не значит? В порядке объективности отметим и то, что защитники, участвующие на предварительном следствии и в суде, не сыграли никакой роли как в предотвращении необоснованного осуждения, так и в последующей реабилитации невиновных. Более того, почти во всех случаях они соглашались с предъявленными их подзащитным обвинениями. Все было не так просто.

КОРР. Вы считаете, что роль адвоката не столь велика?

САМОЙЛОВ. Говоря это, я вовсе не имел в виду, что адвокат не нужен. Он играет важную роль и на предварительном следствии, и в суде. Только не надо уповать на одного лишь адвоката и забывать о том, что следователь, прокурор, судья в той же степени, как и адвокат, заинтересованы в том, чтобы не допустить привлечения к уголовной ответственности невиновного. Ведь за такую ошибку они несут ответственность перед государством. И какую ответственность! Так что в этом смысле на стороне обвиняемого находятся не только его защитник, но и следователь, и прокурор, и суд.

Что же касается ошибок и нарушений, то они бывают обычно тогда, когда дело попадает в плохие руки, как это произошло по ряду "витебских" дел. Поэтому думать надо не столько о том, как с помощью защитника предупреждать ошибки следователя, прокурора и суда, сколько о том, как предотвратить проникновение в судебно-следственные органы неквалифицированных и недобросовестных работников, как создать такие условия, чтобы и добросовестные работники правоохранительных органов ошибались как можно меньше. Тем более что, наряду с ответственностью за необоснованное обвинение гражданина в преступлении, на них лежит и еще один очень тяжелый груз ответственности - чтобы каждый, совершивший преступление, был своевременно изобличен и подвергнут справедливому наказанию.

Это тоже не менее важная задача уголовного судопроизводства.

КОРР. Не под влиянием ли груза ответственности за нераскрытие преступления некоторые следователи буквально запрограммированы на установление чьей-либо вины, и не обязательно подлинного преступника?

САМОЙЛОВ. Такие следователи бывают, но это единичные случаи, и они, конечно, не определяют общей картины.

Недостаток скорее в том, что в некоторых случаях не хватает квалификации следователя, и в ошибках в оценке собранных доказательств. Однако объективно следователи не могут быть нацелены на обвинительный уклон, потому что задачами уголовного судопроизводства, повторяю, являются как быстрое и полное раскрытие преступлений, так и то, чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Таково требование закона. И прокурорско-следственная практика в целом постоянно складывается таким образом, что на первом месте всегда стоит осторожность в принятии решения о привлечении лица к уголовной ответственности, а не стремление во что бы то ни стало засудить человека.

КОРР. Можно ли прокомментировать это статистическими данными?

САМОЙЛОВ. В истекшем году в стадии предварительного расследования прокуроры санкционировали следователям арест только 33% лиц, совершивших преступления. Дали согласие следователям и органам дознания на освобождение от уголовной ответственности каждого четвертого лица (от общего числа выявленных) по мотивам совершения ими малозначительных или не представляющих большой общественной опасности преступлений и признали возможность ограничиться применением к ним мер общественного воздействия - с учетом личности правонарушителя и характера деяния.

Трудно найти пример необоснованного возбуждения уголовного дела, а вот поспешность отказа в возбуждении дела, прекращения дела без тщательного исследования всех обстоятельств встречаются довольно часто в практике работы следственных органов.

Или такой характерный штрих. В 1987 г. прокуроры внесли в суды 4901 протест на суровость наказания, но даже суды удовлетворили не все протесты, а только 85%, отклонив 695, причем число прокурорских протестов на мягкость наказания меньше числа протестов на суровость наказания, и в этом случае подавляющее большинство протестов судами удовлетворяется. К сказанному можно добавить то, что немало протестов прокуроры внесли и на необоснованное осуждение.

* * *

Существует ли в КНР метрополитен? Если да, то строился ли он самостоятельно или с помощью других стран?

В. Кутько, Новосибирск

ПРОБЛЕМА общественного транспорта в городах КНР, особенно крупных, стоит достаточно остро. Например, в Пекине, несмотря на то что в настоящее время уже насчитывается около 4 тыс. автобусов, почти 3 тыс. троллейбусов, 12,5 тыс. такси (что почти в 7 раз больше, чем в 1979 г.), главным средством передвижения по-прежнему остается велосипед.

В этой связи городские власти уделяют самое пристальное внимание развитию новых и перспективных видов транспорта, с тем чтобы хоть как-то разгрузить напряженное положение с перевозками людей, особенно в "часы пик", когда на автобусных и троллейбусных остановках образуются огромные очереди пассажиров. Среди них наиболее перспективным считается развитие пекинского метрополитена.

Его создание, в котором принимали участие около 20 тыс. строительных рабочих, в том числе военнослужащие китайской армии, началось в 1965 г. Через четыре года было завершено строительство первой очереди пекинского метро, протяженностью 23,4 км и насчитывающей 17 станций.

Практически одновременно с окончанием первой очереди осуществлялось и строительство второй очереди пекинской "подземки", которая была открыта для эксплуатации в октябре 1984 г. Она насчитывает 12 станций и протянулась на 16,1 км. Таким образом, общие возможности пекинского метрополитена стали довольно значительными. Однако до какого-то времени его существование мало что меняло в напряженном положении на городском транспорте, так как метро рассматривалось в первую очередь как один из главных объектов гражданской обороны китайской столицы, вход в который иностранцам практически запрещался, а жителям города разрешался только по специальным пропускам.

Сейчас метрополитен стал доступен любому желающему за довольно-таки скромную плату, которая составляет 1 мао или 10 фэней (0,1 юаня) и берет "на себя уже значительную часть пассажиропотока китайской столицы.

Всех, кто пользовался услугами пекинского метро, поражает царящая на станциях чистота. Они в достаточной степени укомплектованы обслуживающим персоналом (среди жителей города считается весьма престижным работать в пекинском метро), оснащены мусороуборочными машинами и другой техникой. Стены метровокзалов украшают выполненные лучшими китайскими художниками картины, барельефы, панно, среди которых немало сюжетов и на историческую тематику, посвященных, в частности, изобретению в Китае компаса, пороха, ракет, фарфора, достижениям древних китайских астрономов и многому другому. Подлинными произведениями искусства можно назвать и освещающие станции светильники.

Расположенные глубоко под землей станции оборудованы эскалаторами китайского производства, поезда метро также изготовлены на предприятиях КНР. К характерной особенности пекинского метрополитена можно отнести то, что возле его станций оборудованы стоянки для основного вида транспорта горожан - велосипедов, где за небольшую плату их можно оставить и забрать в любое время суток.

Пекин пока является единственным городом КНР, имеющим метрополитен. Однако в ближайшем будущем "монополия" столицы на этот вид городского транспорта будет нарушена. В Шанхае - самом большом по численности населения городе Китая - в заключительную стадию вступило строительство первой очереди метрополитена. Как отметил недавно представитель народного правительства города, ввод в строй шанхайского метро во многом облегчит решение проблемы городского транспорта, острота которой уже стала притчей во языцех во всем Китае.

А. СЛАВИН

Смотрите также: