ЧУЖИЕ "ГОЛОСА". По морям, по волнам

   
   

Недавно в передаче радиостанции "Голос Америки" на русском языке прозвучало сообщение о "новом расцвете индустрии океанских путешествий в США", основывающемся, как утверждали авторы передачи, на существующей "моде" американцев совершать круизы по воде. Сообщение, похоже, было рассчитано на то, что предполагаемый советский слушатель вольно или невольно сравнит свои возможности прокатиться "по морям, по волнам" с теми, которые, если верить "Голосу Америки", имеет "средний" американец.

В нашей стране, как известно, океанский туризм не получил широкого распространения. Этому много причин, в том числе и та, что природно-климатические условия, суровость северных морей, например, не слишком способствуют его развитию.

Но как же на самом деле обстоят дела в Соединенных Штатах? Почему этот вид туризма получил развитие? Насколько доступен он большинству американцев?

Начиная с 50-х годов в США роль океанских судов как чисто транспортных средств уменьшалась: они проигрывали в конкурентной борьбе с авиалайнерами. Однако одновременно росло использование пассажирских кораблей для отдыха. С целью привлечения большего числа клиентов были радикально изменены маршруты круизов: вместо крайне дорогостоящих трансатлантических маршрутов (например, из США в Англию) были подобраны краткосрочные и более дешевые поездки - скажем, из одного американского порта в другой, расположенный сравнительно недалеко. Для еще большего удешевления поездок была уменьшена их комфортность.

Кроме того, следует учесть тот факт, что географические факторы (большая протяженность океанского побережья, наличие удобных портов в зонах теплого климата и т. д.) в Соединенных Штатах весьма благоприятны для развития океанского туризма.

Нововведения судовладельцев, сопровождавшиеся активной рекламой, принесли свои плоды. Последнее десятилетие число жителей североамериканского континента, участвовавших в поездках подобного рода, росло, достигнув "пика" - около 3 млн. человек - в 1981 г. (Эти данные приводил американский журнал "Тайм".)

Однако такие поездки доступны далеко не всем американцам, хотя "Голос Америки" и пытается убедить нас в обратном. Кому-то приведенное число туристов может показаться большим, однако не надо забывать, что речь идет о жителях таких стран, как США (с населением свыше 238 млн. человек) и Канада (свыше 25 млн. человек). А это означает, что даже в "пиковый" год прогулки по океану позволили себе чуть больше 1% североамериканцев.

Основное препятствие для более широкого доступа на борт прогулочных кораблей - высокая цена поездок. Минимальная стоимость одного дня пребывания на борту такого корабля составляет сегодня 140 - 220 долл. с человека.

Но даже среди этого 1% "счастливчиков" лишь весьма незначительное число могло позволить себе длительные круизы в их "традиционном" понимании: на гигантском океанском лайнере с огромными бассейнами и соляриями, корабельными ресторанами, где подаются изысканные блюда, ночными клубами, куда вход разрешен лишь во Фраках и вечерних платьях, и прочими атрибутами "роскошной жизни". Продолжительность таких круизов может доходить до 100 дней, а стоимость одного дня пребывания - до 600 долл. с пассажира.

Смотрите также: