Помнится, недавно о БАМе писали чуть ли не каждый день. Когда же забили "золотой костыль", то и писать перестали. А что сейчас там делается?
Я. Павлов, Минск
На этот и другие вопросы на пресс-конференции ответил заместитель министра путей сообщения СССР Н. ИСИНГАРИН.
ОБЩАЯ протяженность Байкало-Амурской железнодорожной магистрали составит 3095 км. К началу 1988 г. в постоянную эксплуатацию введено 2148 км. Из 195 станций и разъездов построено 103.
Однако в полную силу работает лишь участок Бамовская Тында - Беркакит (малый БАМ). Задерживается строительство Северо-Муйского тоннеля (ввод его ожидается не раньше 1992 1993 гг.). Это обстоятельство заставило сооружать обход тоннеля, который завершат в 1989 г,
- Только ли эта причина сдерживает ввод в постоянную эксплуатацию всей магистрали?
- Нет, не только. На БАМе много проблем социального характера. Остро стоит жилищный вопрос, задерживается ввод в строй объектов социально-культурного назначения. В 19 поселках нет торговых центров, в 15 - бань и прачечных, в 7 клубов, в 6 школ.
Основная причина - просчеты проектировщиков. Строить БАМ начали в 1977 г. без готового проекта, по рабочим чертежам. Так, например, не был сделан прогноз возрастной структуры населения зоны БАМа. А повышенная рождаемость в молодых семьях потребовала дополнительно строить ясли, детские сады, школы.
Планировали строить жилье только лишь для железнодорожников, которые будут постоянно работать на линии (один проект). Для строителей же предусматривали временные дома (проект отдельный). Жизнь показала ошибочность такого решения.
- Не получается ли так, что другие виноваты, а вы нет?
- Мы и с себя вины не снимаем. Тем более что в ходе строительства БАМа мы допустили отставание в -сооружении ремонтной и технической зон.
- Какие, на ваш взгляд, урок" преподало сооружение БАМа?
- Первый - это, конечно, качество проектирования. Освоение зоны БАМа надо было планировать комплексно, одновременно с прокладкой железнодорожной линии следовало параллельно возводить промышленные объекты.
Второй - это не допускать упрощенного подхода к социальным проблемам настоящего и будущего. Нужно прогнозирование последующих ситуаций.
Третий - это учет природных факторов. Беречь природу надо обязательно. Но в то же время учитывать ее особенности, влияние на техническую сторону строительства.
Четвертый - это экономический. Его бы я назвал одним из важнейших. Проектируя, надо считать. Уже сейчас нам только для устранения допущенных просчетов в проектировании дополнительно потребуется 866,9 млн. руб. А ведь мы с начала года перешли на самофинансирование и самоокупаемость. БАМ же в настоящее время на дотации.
Записал А. ЛОГИНОВ
Смотрите также:
- В Москве более 20% семей не имеют отдельной квартиры. Москва в настоящем и будущем →
- ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Байкало-Амурская магистраль сегодня →
- "Дополнительные" москвичи - не проблема →