Предлагаем отрывки из интервью болгарского ученого-философа академика А. ПОЛИКАРОВА издаваемой в Софии газете "Труд" об инициативности как общественном, хозяйственном и личном качестве.
ВОПРОС. Каково ваше мнение по поводу утверждений, что отсутствие инициативы является доминирующим качеством хозяйственного руководителя?
ПОЛИКАРОВ. Все зависит от условий. Можно постоянно призывать к творчеству, но этот зов останется гласом вопиющего в пустыне, если на практике инициатива под различными предлогами будет преследоваться и наказываться. Это противоречие дошло до такой степени, что у людей выработался условный рефлекс бояться мыслить самостоятельно. До тех пор пока мы будем ждать указаний "сверху", инициатива будет оставаться парализованной. Любое руководство, сколь бы оно ни было активным, как быстро ни реагировало бы на различные процессы, не может заменить инициативу миллионов.
ВОПРОС. Кто же душит инициативу?
ПОЛИКАРОВ. Личность чиновника парализует отдельную личность, а бюрократическая прослойка - общество. Еще Елин Пелин (псевдоним болгарского писателя Д. Иванова. - Ред.) говорил, что, если мы хотим, чтобы работа не спорилась, нужно возложить ее на комиссию. А мы уже много лет решаем проблемы с помощью комиссий. По-моему, существуют два принципа хозяйственной деятельности: с опорой на инициативность или на чиновничество. Они взаимоисключающиеся, а нам очень хочется их совместить. Я сомневаюсь в успехе.
ВОПРОС. Мы начинаем перестройку экономики со старым типом руководителей. Не ставим ли мы телегу впереди лошади?
ПОЛИКАРОВ. Преемственность необходима и обязательна. Любое дело должно начинаться имеющимися кадрами, а уже потом жизнь расставляет каждого на свое место. Но если мы действительно хотим перестройки, это не должно продолжаться долгое время. Рано или поздно придут истинные представители нового.
ВОПРОС. Когда и при каких условиях неспособность некоторых хозяйственных руководителей может перерасти в пассивность и даже в активное сопротивление?
ПОЛИКАРОВ. Каждый человек, носит в себе инертность, с которой ему трудно бороться. Таким образом, и перестройка, как и любое другое новое дело, вызывает пассивное сопротивление. Но если против этого сопротивления не будет вестись разъяснительная работа, на него не будут воздействовать реальности в виде положительного результата, тогда оно может перерасти в активное сопротивление.
Пассивность больше присуща пожилым людям. Установлено, например, что ученые трудно меняют свое мнение после 50 - 60-летнего возраста. В этой ситуации трудно рассчитывать на переубеждение. Усилия должны быть направлены на воспитание молодежи.
Мы не должны стремиться к скороспелой перестройке, так как она в таком случае будет представлять собой нечто иное, отличное от того, к чему мы стремимся. Это будет "конъюнктурщина", а не глубоко осознанный процесс.
ВОПРОС. Может ли человек быть хорошим товарищем, но плохим руководителем?
ПОЛИКАРОВ. Плохой руководитель не может быть ни хорошим работником, ни хорошим товарищем для людей, с которыми он работает.
ВОПРОС. Вступают ли в противоречие с новыми требованиями к хозяйственному руководителю теория и практика номенклатуры?
ПОЛИКАРОВ. Принцип номенклатуры уязвим в той степени, в какой он абсолютизируется. Иными словами - чем в большей степени мы избавимся от номенклатуры, тем плотнее приблизимся к новым требованиям.
ВОПРОС. Кое-кто утверждает, что злоупотребления властью являются частью человеческой сущности. Ваше мнение?
ПОЛИКАРОВ. Сущность управления заключается в координации различных видов деятельности. Это означает, что нужно управлять, а не стучать кулаком по столу. Самый худший случай злоупотребления властью может быть тогда, когда сама власть сливается со злоупотреблениями. Подобная ситуация складывается при отсутствии контроля. Нужны защитные механизмы, прежде всего демократизация. Должны быть обратная связь, контроль со стороны большинства и возможность наказания за злоупотребления.
Смотрите также:
- Что показали данные социологических, исследований, проводившихся в 1984 и 1987 годах. Без перелома в сознании успеха не добиться →
- "КРУГЛЫЙ СТОЛ" "АиФ". Театр и перестройка →
- "Исчезает безразличие" →