Считается, что принадлежность к церкви несовместима с социалистическим мировоззрением. В то же время Польша, большинство населения которой верующие католики, строит социализм. Как это можно объяснить?
А. Крыжановская, Москва
На этот и некоторые другие вопросы, связанные с положением церкви в ПНР, наш корреспондент А. Голуб попросил ответить примаса Польской католической церкви, кардинала Юзефа ГЛЕМПА в дни его пребывания в Москве по случаю празднования тысячелетия крещения Руси.
КОРР. Среди верующих полякоа немало членов ПОРП. Как членство в партии согласуется с религиозными убеждениями?
ГЛЕМП. Верующие хотят активно участвовать в строительстве новой Польши. При этом некоторые из них считают, что, находясь вне партии, они не могут полностью приложить все свои силы и способности. В то же время и партия нуждается в активных людях и закрывает глаза на их религиозность.
КОРР. Как в последний период складывались взаимоотношения между церковью и государством?
ГЛЕМП. По-разному. Бывали периоды очень сложные. Сейчас же мы вышли на уровень диалога и сотрудничества. Тот социализм, который сейчас существует в Польше, не преследует религию. Но были такие времена, когда церкви запрещалось строить новые костелы. В настоящее время государство идет навстречу верующим и не препятствует такому строительству.
КОРР. По данным церкви, за последние семь-восемь лет в республике построено около тысячи костелов. Вместе с тем известно, что поляки в большинстве своем живут не очень богато. И хотя пожертвования на церковь добровольные, не приходится ли им отрывать от себя, от семьи?
ГЛЕМП. Строительство обходится недорого, поскольку деньги расходуются только на приобретение материалов, а работают сами верующие добровольно и бесплатно. Хочу отметить также, что строительство церквей ведется в основном в новых микрорайонах, жители которых хотят общаться, отправлять религиозные обряды.
КОРР. Вам приходится встречаться с Председателем Государственного Совета ПНР Войцеком Ярузельским. Носят ли эти встречи регулярный или эпизодический характер?
ГЛЕМП. Мы встречаемся регулярно. Я имел уже более двадцати таких встреч. Так что можно говорить о них, как о чем-то устоявшемся. И В. Ярузельский, и я оцениваем эти встречи как очень результативные и полезные.
КОРР. А где, если не секрет, вы встречаетесь? На территории церкви, если так можно сказать, или государства?
ГЛЕМП. Мы встречаемся в правительственных апартаментах, однако, не в рабочих помещениях.
КОРР. Как вы относитесь к процессам гласности и перестройки в СССР?
ГЛЕМП. Считаю это явлением, имеющим значение для всего мира, в первую очередь в области идеологии. Я читал книгу Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира". И мне кажется, что перестройка открывает перед человечеством новые горизонты. В моем понимании она означает окончательное отречение от лжи, насилия, вероломства и мифов.
Книгу Горбачева отличает глобальное мышление, она проникнута заботой о человечестве.
КОРР. Пожалуйста, несколько слов о себе.
ГЛЕМП. Я родился в 1929 году в семье рабочего соляных копей. В годы оккупации юношей работал дома по хозяйству. Школу закончил после войны, поступил в университет, чтобы изучать полонистику, но вскоре перешел в духовную семинарию. Совершенствовал свои знания в Ватикане, где специализировался по римскому праву. Был секретарем примаса Польской католической церкви, епископом в Варне.
КОРР. Вы впервые на нашей земле?
ГЛЕМП. Нет, в СССР я второй раз. Первый раз я посетил вашу страну в качестве туриста в 1976 г. Если говорить о нынешнем моем визите в СССР, то он произвел на меня незабываемое, прекрасное впечатление. Вместе с тем, у меня до сих пор сохранились самые теплые воспоминания и о моей туристической поездке. Главное - это сердечность и гостеприимство советских людей.
Смотрите также:
- У КАТОЛИКОВ 300 МУЖСКИХ МОНАШЕСКИХ ОРДЕНОВ И 2000 - ЖЕНСКИХ. Дипломат от Папы Римского →
- Вырождение России: кто виноват и что делать (20.04.2006) →
- В. Якунин: "Агрессия - удел слабых" →