Как распространяется информация в Китае? Какова роль печати в проведении реформ, проходящих сейчас в китайском обществе? Над этими вопросами на страницах французского журнала "Медиапувуар" размышляет научный сотрудник Института журналистики Академии общественных наук Китая ЛЯО СЯОИН.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ данные по периодической печати в Китае производят на первый взгляд весьма скромное впечатление: в 1986 г. в стране выходила 2151 газета общим тиражом 159,9 млн. экземпляров. Иными словами, лишь один китаец из шести покупает либо ежедневную газету, либо другое периодическое издание. Ежедневных газет всего 247, и выходят они тиражом 49 млн., т. е. 49,9 экземпляра на тысячу жителей.
Однако не стоит забывать, что современная китайская печать, появившись в момент основания КНР в 1949 г., была практически уничтожена в годы культурной революции. Только в 1978 г., с началом реформ в политической, экономической и социальной сферах китайского общества, началось возрождение печати. Популярность газет продолжает расти: в 1986 г. их средний тираж возрос на 5,8% по сравнению с предыдущим годом, а это для Китая абсолютный рекорд. Эта цифра (159,9 млн. экземпляров) вчетверо выше цифры 1978 г.
Китайская печать располагает не имеющей себе равных потенциальной аудиторией: пять газет выходят тиражом более 1 млн. экземпляров, а главная газета Китая - "Жэньминь жибао" - тиражом в 5 млн. экземпляров. Распространение газет в Китае производится почтой, которая доставляет ежедневно читателям 2247 названий газет и журналов.
Политически китайская печать однородна. Это четко отражено в конституции: Китай - социалистическая страна, руководимая коммунистической партией, газеты которой преобладают в политической печати. Из 396 политических газет страны 361 выпускается различными партийными органами.
Если не считать политических газет, множество изданий принадлежит общественным организациям. Они составляют три четверти от общего числа периодических изданий.
Традиционно местная печать играет в Китае более важную роль, чем центральная. В 1986 г. тираж 16 центральных газет, выходящих в Пекине, составил 19,28 млн. экземпляров, а тираж местных ежедневных газет (231 название) достигал 29,32 млн. экземпляров. В общем тираже местная печать занимает весомое положение - 60,6%.
В Китае не существует закона о печати, но, несмотря на это, она подчиняется определенным юридическим нормам. В принципе китайские журналисты имеют право на информацию, репортаж, критику, однако могут быть привлечены к гражданской ответственности за диффамацию (оглашение в печати сведений, позорящих кого-либо. - Ред.) или оскорбление, за подстрекательство к преступлениям и правонарушениям, за публикацию информации, наносящей ущерб интересам государства.
В ближайшее время начнется обсуждение законопроекта о печати, который будет затем утвержден и, таким образом, дополнит свод правил о печати, послужит его уточнению и систематизации.
Газета в Китае была и остается предприятием, финансирование которого берет на себя государство или создавшие его организации; издавать газеты имеют право только партийные, правительственные или общественные организации. Как и в большинстве социалистических стран, на издание газеты необходимо получить предварительное разрешение. Директор или главный редактор, который, как правило, выдвигается из редакционной группы с одобрения организации, выпускающей газету, несет единоличную ответственность за принципы редактирования и ведения дела. А вот новшество, внесенное экономической реформой: китайская печать все больше приобретает статус, сравнимый со статусом промышленных и торговых предприятий. За последнее время на страницах газет появилась реклама, занимающая там все большее место. Некоторые крупные газеты все меньше зависят от государственных субсидий и все в большей степени переходят на самофинансирование.
Крупные газеты, как правило, сводят свой бюджет с дефицитом и не могут обойтись без государственных субсидий. Проведенное исследование показало, что семь крупных общенациональных ежедневных газет свели бюджет прошлого года с дефицитом от 1 до 20 млн. юаней. Однако уже сейчас имеется тенденция к конкурентной системе, где все средства массовой информации будут существовать за счет своих собственных финансовых ресурсов.
Что касается вновь создаваемых газет, то они почти во всех случаях пытаются быть финансово самостоятельными. Есть даже несколько узкоспециальных изданий, финансируемых частными предпринимателями. В китайской печати все более утверждается конкуренция, и это явление будет расширяться по мере демократизации социально-политической жизни Китая.
Китайская печать рассматривается как мост между правительством и народом. Она выполняет две функции: информировать народ о политике правительства и информировать руководство об общественном мнении. Политическому и экономическому разделам информации придается большее значение, чем развлекательному, а внутренним делам - большее, чем международным.
В Китае с давних времен утвердилось мнение, что любая статья должна служить определенной идеологии. Китайская печать в целом несет, таким образом, ответственность перед обществом. От нее требуют, чтобы она способствовала совершенствованию экономической деятельности, распространяла знания и просвещала народ, причем все это - одновременно. Она должна учитывать социальный эффект распространяемой ею информации.
Благодаря демократизации страны китайская печать переходит сейчас от прежней системы административного контроля, со всеми вытекающими отсюда опасностями для печати в случае ошибочной ориентации, к системе юридического контроля. Всекитайское собрание народных представителей вновь подтвердило, что свобода выражения мнений, издания печатных органов защищена законом и ничем не ограничена, если не противоречит конституции и законам о печати.
Смотрите также:
- ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. Местные Советы и муниципалитеты →
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ КНИГА. Права человека в западном варианте →
- СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС. "Я и "АиФ" →