На вопросы корреспондента "АиФ" отвечает председатель Высшего арбитражного суда СССР доктор юридических наук, профессор В. Яковлев.
- Вениамин Федорович, что такое нынче Госарбитраж?
- Госарбитраж - это не только место рассмотрения споров, но и своеобразная социологическая лаборатория, в которой видно, как принимаемые законы живут и работают, какие здесь существуют проблемы, чего в них не хватает. И мы вносим предложения по совершенствованию правовых актов в Верховный Совет СССР.
- Хозяйственное законодательство - это своеобразное государственное регулирование экономикой. Нельзя ли обойтись без него? Государство ведь не должно заниматься экономикой.
- Государство не должно быть монопольным собственником средств производства и непосредственно заниматься хозяйственной деятельностью, командовать всеми производителями. Но глубочайшее заблуждение считать, что экономика - сама по себе, а государство - само по себе. Капиталистический мир лишь тогда избавился от крупных экономических потрясений, когда государство научилось регулировать капиталистическую, основанную на частной собственности, экономику.
Будучи в ФРГ, попросил для ознакомления законодательство о компаниях. Получил два увесистых тома. Попросил антимонопольное законодательство, и опять принесли два тома в сотни страниц тонкой бумаги с текстом, набранным мелким шрифтом. Все у них расписано по деталям!
Не может обойтись без хозяйственного законодательства и наша страна. А на страже его стоит Госарбитраж, работы которому хватает. Только в минувшем году арбитрами страны рассмотрено около 664 тыс. разных споров, свыше 5 тыс. из них Госарбитражем СССР по первой инстанции.
- Мы сегодня свидетели массовых нарушений хозяйственных договоров, разрыва связей между предприятиями различных регионов. И происходит это чаще всего по политическим мотивам. Не приносим ли мы экономику в жертву политике?
- Нормальнее положение - это когда политика подчинена производству, потреблению, интересам людей, когда она обслуживает экономику, способствует ее развитию.
Но причины разрыва экономических связей между предприятиями и регионами кроются не только в политике. Иногда какая-то республика или область считает, что чем меньше она вывезет товаров, производимых на своей территории, тем лучше будет жить местное население. Происходит ответная реакция. Сразу же инициатор не получает того, что производится на территории другого региона, и в результате нередко сам теряет больше.
По некоторым направлениям и проблемам могут действовать законы республиканские, но и их надо согласовывать.
Союзный арбитражный суд будет способствовать установлению и выработке этих общих правил, единого их понимания.
- Чем будет отличаться арбитражный суд от обычного?
- Прежде всего гибкостью и простотой процедуры рассмотрения дел. В обычных судах коллегиальный состав, есть народные заседатели, там сложные правила ведения процесса. Арбитражный суд проще. Главная его задача - оказание помощи спорящим сторонам в поиске взаимоприемлемого решения.
Беседу вел В. ВОРОНЕЦКИЙ