Опрос "Роллинг стоун" показал: только 5 % молодежи активно участвуют в выборах. Портрет поколения

   
   

Под таким заголовком американский журнал "Роллинг стоун" опубликовал серию статей, основанных на данных социологических исследований поколения американцев в возрасте от 18 до 44 лет. Кто они? Что думают о себе, своей жизни, стране, политических лидерах? Чего по- настоящему хотят и во что верят? Словом, авторы накануне президентских выборов постарались дать групповой портрет тех, кто составляет самый большой блок избирателей. Сегодня мы публикуем эти статьи с сокращениями.

ВОПРЕКИ УСТОЯВШЕМУСЯ МНЕНИЮ

Представителям этого поколения неоднократно навешивали разные ярлыки. В течение бурных политических и социальных переворотов 60-х и начала 70-х гг. средства массовой информации изображали их бунтарями и идеалистами. Затем они стали "поколением потребителей", сегодня их всех называют йиппи. (Йиппи - молодые люди, которые ведут в отличие от хиппи, панков и т. д. здоровый образ жизни и видят главную цель в достижении финансового и материального благополучия за счет целенаправленного продвижения по службе. Прим. ред.). При этом каждый раз говорится лишь часть правды.

И действительно, если 18% представителей поколения американцев сказали, что они продолжают контркультурные традиции 60 - 70-х гг., то 30% заявили, что они решительно против бунтовщиков даже среди своих сверстников.

Когда молодых американцев попросили назвать имена двух наиболее активных в общественной жизни за последние 20 лет людей, то они не выбрали ни великого президента, ни титана бизнеса, ни знаменитости из мира спорта или эстрады. Опрос показал, что фигурой, вызывающей наибольшее уважение, является черный баптистский проповедник из Джорджии доктор Мартин Лютер Кинг (38%), который был убит 20 лет назад. Второй их герой - это молодой сенатор из Нью-Йорка, который также был убит в 1968 г., - Роберт Кеннеди (25%).

На вопрос о том, какой аспект общественной жизни 60-х гг. оказал на них большое влияние, представители молодого поколения Америки назвали движение за гражданские права.

В то же время только 46% считают политику важной частью своей жизни, только 5% активно участвуют в выборах. Результаты опроса наводят на мысль, что это следствие трагедий Кинга и Кеннеди, и еще более - горького разочарования от войны во Вьетнаме.

АД? НЕТ, МЫ НЕ ХОТИМ ТУДА

Около половины опрошенных знают о человеческих потерях в Индокитае, 48% знают кого-то: друга, родственника или знакомого, кто был там убит или ранен. Среди более старших представителей поколения эта цифра возрастает до 70%.

Какой опыт они извлекли из вьетнамской войны?

На вопрос, при каких обстоятельствах вы захотите служить в армии и идти воевать, ответы были следующими: 40%, в том числе 27% мужчин, не смогли назвать ни одной причины, которая заставила бы их идти сражаться за страну; только 33% готовы воевать вместе с союзниками, обороняя Западную Европу; 19% мужчин полагают, что они смогли бы воевать за страны третьего мира в случае нападения на эти страны коммунистов, 22% готовы защищать нефтяные источники США в Персидском заливе.

Фактически американцы назвали лишь одну причину, которая бы заставила их вступить в армию добровольно - если война будет угрожать границам США, если военный конфликт разразится в Мексике или Канаде. Но даже и в этом случае 27% не пошли бы воевать! Несмотря на популярность Рэмбо, патриотический дух, который управлял жизнью Америки со времен второй мировой войны, испарился у нынешнего поколения американцев: они больше не верят, что правительство ведет исключительно справедливые войны.

"ДЕНЕЖНЫЕ" ДЕЛА

При поверхностном взгляде они выглядят довольными и оптимистичными. Но картина получилась более реальной, когда разговор зашел об экономическом и финансовом благополучии: только 31% чувствует себя в финансовой безопасности, 17% испытывают неудовлетворение в этом вопросе.

Предлагаемое средствами массовой информации стереотипное представление о современных молодых американцах как о праздношатающихся йиппи с их ненасытной тягой к благам - в высшей степени неправильно.

Представители молодого поколения считают, что работают больше, чем их родители. 49% говорят о том, что сейчас становится труднее заработать на комфортабельную жизнь, чем это было раньше, 53% сказали, что они более ориентированы на карьеру, чем ожидали сами. Только 30% удовлетворены своими доходами, 34% - крайне не удовлетворены ими.

Особо тяжелое положение складывается у среднего класса, "голубых воротничков", тех, кто работает в промышленности, среди разведенных и вдовцов. Представители этой группы считают, что их доходы наполовину меньше необходимых для жизни. 12% тех, кто оказался на дне жизни, вообще лишены всего, и очень много среди них чернокожих американцев.

Есть, конечно, и йиппи с высокими доходами и дорогими автомобилями. Но наиболее типичны люди, обеспеченные лишь минимумом необходимых вещей. Будут ли они обладать достаточными сбережениями к моменту выхода на пенсию? Хотя опрашиваемые еще молоды, 44% уже обеспокоены этим. Сведут ли концы с концами? 38% боятся, что не сведут. Смогут ли заработать столько денег, что хватит для устройства детей в колледж? 41 % не уверены в этом.

НАКАНУНЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

Представители молодой Америки из стандартного списка предвыборных обещаний обеих партий выбирают сегодня наиболее либеральные. Так, на вопрос о том, какие изменения в жизни трудящихся им хотелось бы видеть в ближайшие 10 лет, ответы были таковы: 38% высказались за прекращение дискриминации женщин в оплате труда, 26% - за ограничение японского импорта, 23% - за 30-часовую рабочую неделю.

На просьбу назвать наиболее важные внешнеполитические цели, с которыми необходимо обратиться к избирателям будущему президенту, опрашиваемые выбрали: сокращение гонки ядерных вооружений (47%), пресечение терроризма (38%), устранение голода в мире (22%). Завершают список гарантии мощной обороны (16%), предотвращение распространения коммунизма в Центральной Америке (15%).

Молодые американцы полагают, что они предпочли бы иметь активное правительство, которое могло бы заняться наиболее пугающими их лично проблемами СПИДа, безработицы. Список экономических вопросов, которые должен будет решить следующий президент, содержит такие пункты, как опасения, что Америка, экономически преуспевающая страна, не сможет в будущем обеспечить нормальную жизнь для них и их детей. Они хотят, чтобы президент решил проблему обучения и рабочих мест для безработных (29%), голосуют за то, чтобы Америка стала лидером в новой технологии (16%), и выступают за ее экономический рост и расширение бизнеса (13%).

Они хотят также, чтобы правительство вмешивалось самыми разными способами в решение следующих проблем: забота о престарелых (32%), обеспечение жильем бездомных (29%), лечение больных СПИД и ограничение масштабов этой эпидемии (27%), ликвидация последствий загрязнения окружающей среды (26%), улучшение качества школьного образования (25%), борьба против расовой дискриминации (19%).

Молодое поколение требует покончить с преступностью (20%) и наркоманией (19%), обеспечить возвращение к традиционным моральным ценностям (18%), контролировать приток иностранных рабочих (18%), обуздать разгул секса и насилия на телеэкранах, в кино и поп- музыке (15%).

Подготовил Н. СОЛДАТЕНКОВ.

Смотрите также: