Через систему Госстраха перераспределяется около 9 % национального дохода страны. Гарантированный риск

   
   

Рекламу Госстраха можно встретить почти на каждой улице, но сама эта служба не всегда оправдывает надежды и ожидания людей. Специалисты утверждают, что не в лучшую сторону она отличается и от аналогичных зарубежных организаций. Перестраивает ли Госстрах свою работу и как он это делает? На вопросы корреспондента отвечает заместитель министра финансов СССР, председатель правления Государственного страхования СССР В. В. ШАХОВ.

ШАХОВ. До недавних пор в Госстрахе преобладал тот административно-командный стиль, при котором главным было любой ценой заключить договор, взять у клиента деньги. Явно превалировало "сберегательное" начало самой "страховки", а не широкий спектр ее услуг, так называемых рисковых гарантий. Выплаты же страхового возмещения по взятым Госстрахом обязательствам отодвигались на второй, а то и на третий план. И сама денежная выплата - по сути материальная помощь попавшему в беду человеку - сопровождалась бюрократическим ритуалом сбора различных справок, выписок, заключений и экспертиз, подтверждающих факт и обстоятельства "страхового случая". Так было. Но радикальная экономическая реформа заставляет теперь по-новому взглянуть на страхователя. Нам нужно бороться за его рубль.

КОРР. А зачем вам бороться за рубль страхователя, если его рубли и так текут в Госстрах? Кстати, каков бюджет Госстраха по статьям доходов и расходов?

ШАХОВ. От страхователей ежегодно поступают платежи на сумму 17 млрд. руб. А страховые выплаты составляют 7 млрд. руб. - населению и около 6 млрд. - колхозам и совхозам.

КОРР. Куда же идут остальные деньги?

ШАХОВ. На образование запасных фондов (на случай, когда текущих поступлений денежных средств не хватает для выплаты), на расходы по проведению страхования, на фонды экономического стимулирования трудовых коллективов страховых органов и в прибыль союзного бюджета. Но с переходом Госстраха на полный хозрасчет мы должны будем еще больше привлекать средства населения и кооперативов, заводов, фабрик, строек, пускать их в оборот, иметь с этого выгоды и для себя, и для общества в целом.

Но главное - надо интересы страхователей сделать основными для Госстраха. Ликвидировать надуманные инструкции и снять все преграды на пути выплат страхового возмещения. Тогда не придется слышать горький упрек, что, мол, в Госстрахе сплошь и рядом берут деньги, ничего не предоставляя взамен.

КОРР. Что же вы собираетесь предпринять для того, чтобы снять справедливые упреки и сделать службу страхования полезной и даже необходимой людям?

ШАХОВ. Наряду с традиционными видами страхования, о которых хорошо известно, мы предлагаем новые: страхование дополнительной пенсии для рабочих, служащих и колхозников, страхование различных коллекций, антиквариата, ювелирных изделий, мини-тракторов на подворье.

Мы планируем производить ремонт застрахованных автомобилей вне очереди с помощью соответствующих кооперативов. Наладить продажу некоторых восстановленных запчастей к ним.

В самое ближайшее время хотим предложить горожанам заключить договоры страхования на ремонт квартир, а жителям села - всего личного подворья в комплексе.

КОРР. Нередко люди отказываются заключить договор страхования, ссылаясь на то, что слишком много надо платить в счет договора. Да и сами условия страхования выглядят не очень-то привлекательно...

ШАХОВ. Аргумент, что договор страхования стоит слишком дорого, мне кажется, выглядит малоубедительным. Все зависит от желания. Ведь можно самостоятельно установить страховую сумму предстоящего договора: чем она меньше, тем меньше и платежи.

Другое дело, что в нашем государственном страховании еще не получила нужного развития система различных льгот страхователям. Скажем, поощрение за безаварийную езду, за то, что у заботливого хозяина не произошел пожар, а он много лет исправно страховался, платил взносы. Очевидно, и большие тарифные льготы при заключении страховых договоров должны иметь ветераны войны и труда, многодетные семьи, матери-одиночки, воины-интернационалисты. Коммерция коммерцией, а социальный аспект, доступность заключить договор для всех и каждого имеет первостепенное значение.

КОРР. Часть расходов по уплате страховых взносов своих работников, как мне кажется, могли бы взять на себя предприятия. Кроме того, хозрасчетный доход Госстраха должен складываться не только из разницы между поступлением страховых платежей "в общий котел" и выплатами денег за материальный ущерб. Дополнительный источник прибыли Госстрах мог бы получить от инвестиций, скажем, в автотехобслуживание, гостиничное хозяйство, инновационные предприятия. Ведь этот экономический прием широко используется в практике зарубежных страховых обществ.

ШАХОВ. Верно, многие смелые идеи - только осуществи их - обернутся полновесным рублем. На деле все куда сложнее. К сожалению, мы не вправе сами решать, каким образом и за счет чего добывать столь нужные государству деньги. Слишком много инструктивных пут. Нужен Закон о государственном личном и имущественном страховании в СССР. Кроме того, на Госстрах СССР надо распространить действие Закона о государственном социалистическом предприятии, расширить выход на внешний страховой рынок. В вопросах коммерции нам неплохо бы поучиться у Запада.

КОРР. При этом неплохо было бы перенять у них и культуру страхования и качество обслуживания клиентов.

ШАХОВ. К сожалению, это так, но пока мы имеем катастрофическое состояние материально- технической базы страхового сервиса. Примерно две трети наших инспекций находятся в неприспособленных, аварийных помещениях, подвалах.

Не хватает вычислительной техники, транспорта.

КОРР. Но, видимо, при переходе на хозрасчет у Госстраха появится возможность поправить свое материальное положение.

ШАХОВ. Будем надеяться.

КОРР. Вы сказали, что был бы желателен выход на внешний рынок. Что это даст Госстраху?

ШАХОВ. До сегодняшнего дня это право исключительно использует акционерное страховое общество "Ингосстрах" при Министерстве финансов СССР. Госстрах СССР занимается страхованием только внутри страны. Между тем наличие такой узкой специализации в настоящее время малооправданно. Можно было бы пойти по пути создания совместных страховых предприятий со страховыми учреждениями зарубежных стран. Это позволило бы нам зарабатывать дополнительную валюту на страховании различных объектов, строящихся в СССР при посредничестве инофирм, предложить свои виды страхования, устранить монополию, ставшую тормозом в страховом деле.

КОРР. Коль речь зашла о вреде монополии, то было бы справедливо, если бы и Госстрах не оставался "владыкой" в системе страхования. Правомерным было бы создание страховых кооперативов. Ваше мнение?

ШАХОВ. Создание страховых кооперативных товариществ будет означать действительно некоторую демонополизацию производственной структуры страхового сервиса. Появятся условия для здоровой социалистической конкуренции. В Москве, кстати, уже возник страховой кооператив "Каисса". Но мы не боимся конкуренции кооператоров. Напротив, готовы установить сотрудничество на долговременной и взаимовыгодной основе.

КОРР. И что, это все?

ШАХОВ. В связи с переходом народного хозяйства на хозрасчет предприятия полностью отвечают за безубыточность своей работы, а государство не несет ответственности по их обязательствам. Мы думаем предложить предприятиям промышленности, транспорта, строительства, связи страхование основных и оборотных средств от непредвиденных убытков. Представьте на минуту взрыв на шахте, аварию на железной дороге, прорыв плотины гидротехнического сооружения. За всем этим - колоссальный материальный ущерб. Создав централизованный страховой фонд в Госстрахе, мы высвободим ресурсы государственного бюджета, направляемые на возмещение такого ущерба, для решения крупных задач социальной сферы.

Беседу вел С. ЕФИМОВ

ОТ РЕДАКЦИИ

Во всем мире страховые компании действуют как рисковые. При огромном количестве услуг страхования по самым разнообразным жизненным поводам они редко "прогорают", так как получают устойчивую прибыль. Как правило, эти общества не имеют непосредственной подчиненности министерствам финансов своих государств. Привязанность же нашего Госстраха Минфину СССР обрекает первый на выплату крупного "оброка" второму, вместо того чтобы включать его в страховой оборот, предлагать людям десятки необходимых услуг. Ведь 17 млрд. руб. - это те средства, которыми оперирует Госстрах, и их вполне можно было бы многократно увеличить, увеличив соответственно степень рисковых гарантий.

Смотрите также: