ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ. Социализм - это многообразие

   
   

Как эффективно использовать экономические ресурсы и обеспечить рост жизненного уровня населения? Как повысить восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса? Об этом шла речь на международной научной конференции по актуальным проблемам социализма.

С основным докладом выступил член Политбюро, секретарь ЦК КПСС В. А. МЕДВЕДЕВ. Изложение доклада опубликовано в центральной печати.

В конференции приняли участие обществоведы 12 социалистических стран.

ОТ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ - К САМОУПРАВЛЕНИЮ

ПРИ СОХРАНЕНИИ ФОРМ организации производства, сложившихся в период культа личности и застоя, достижение высокой эффективности нашей экономики невозможно, считает Л. Абалкин (СССР). Необходима глубокая перестройка всех сфер общественной жизни, которая должна опираться на исторический опыт развития человеческой цивилизации, тысячелетиями вырабатывавшей наиболее рациональные формы своей жизнедеятельности.

Для преодоления отсталости требуется, по мнению Б. Талаша (ВНР), длительный переходный период. Искаженные представления о закономерностях развития социализма в переходный период порождают ложные концепции и необоснованные практические решения (например, концепция развитого социализма). Для успешного осуществления проводимых экономических преобразований Б. Талаш считает необходимым покончить с мифом, отрицающим многообразие форм экономического развития. Будущее социалистического общества будет характеризоваться усилением роли товарно-денежных, рыночных отношений на базе разнообразных форм общественной собственности на средства производства.

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

Главную причину торможения экономического развития в условиях социализма большинство участников конференции видят в отождествлении государственной и общенародной форм собственности. Государственная собственность в том виде, в каком она существует сейчас, не является по своему содержанию общенародной, считает Р. Белоусов (СССР). Чрезмерная ее централизация привела к отчуждению от нее трудящихся, их отстранению от управления производством и участия в распределении доходов. Это проявляется, например, в произвольном изъятии прибыли у хорошо работающих предприятий и ее передаче плохо работающим, что "убивает" инициативу, стремление к лучшей работе.

Кроме государственной формы собственности необходимо совершенствовать и другие - коллективную и индивидуальную. При этом все формы собственности должны развиваться параллельно и существовать только на принципах эффективности и удовлетворения общественных потребностей, считает И. Илиев (НРБ).

Однако формальная передача собственности в руки трудовых коллективов, без создания соответствующих организационно-правовых условий, как показывает опыт ряда стран, почти не влияет на результаты работы предприятий. Например, в Народной Республике Болгарии часть государственных предприятий была передана по соответствующим договорам в аренду трудовым коллективам. Однако дальнейшая передача приостановлена, поскольку положение дел на арендованных предприятиях изменилось не так, как ожидалось, отметил И. Илиев. Это произошло потому, что внимание трудовых коллективов, как правило, сосредоточивается на решении текущих, сиюминутных проблем. Вопросы перспективного, долгосрочного развития производства нередко остаются без внимания. Отсюда достижения предприятий после передачи их в аренду трудовым коллективам незначительны и кратковременны. Поэтому демократическое управление должно опираться на рекомендации высококвалифицированных профессиональных управленцев-менеджеров, которых у нас практически нет, заявил Ч. Чабо (ВНР).

ПЛАН И РЫНОК

В условиях самоуправления усиливается роль товарно-денежных отношений. Это означает, что предприятия будут работать на самоокупаемости и самофинансировании. Они сами будут устанавливать размер заработной платы и численность занятых. Будет возрастать роль прибыли и рентабельности, кредита и цен. Функции обмена продукцией будут переходить от административных органов (министерств и ведомств) к планомерно регулируемому социалистическому рынку. Сфера централизованного управления значительно суживается. При этом социалистический рынок, по выражению А. Аганбегяна (СССР), будет развиваться как вглубь (усиление принципов хозрасчета), так и вширь (создание рынка средств производства и ценных бумаг, введение элементов конкуренции, сужение круга централизованно устанавливаемых цен).

В связи с этим Ч. Чабо считает, что полноценные рыночные отношения только тогда эффективны, когда наряду с рынком товаров существует рынок труда и инвестиций (капитальных вложений).

ТРУДНОСТИ РЕФОРМ

Связаны они в основном с тем, что новые элементы хозяйственного механизма развиваются при сохранении старых (цены, нормативы, показатели). Не оправдала также себя первая форма хозрасчета, при которой нормативы распределения прибыли предприятий определяются министерствами волевым путем. Со следующего года в СССР через госзаказы будет формироваться не более 40% плана выпуска продукции.

Многие экономисты считают целесообразным перенести некоторые принципы Закона о кооперации на деятельность государственных предприятий. Например, принцип полной зависимости оплаты труда от реализации созданной товарной продукции. Или почему не разрешить предприятиям самим определять свою специализацию, создавать банки, страховые общества, выпускать акции, облигации, определять и оплачивать нужные им союзы и ассоциации?

Для успешного проведения экономической реформы и преодоления затратного хозяйственного механизма система стимулов экономического развития должна быть связана не с системой показателей, которые искажают реальные экономические процессы, а с действительными экономическими величинами. Это не показатель прибыли, а действительно заработанные деньги, считает Ф. Валенте (ЧССР). Цены при этом должны формироваться не затратами производства, а социалистическим рынком.

Экономические преобразования вызывают у определенных общественных групп чувство неуверенности в будущем и в сохранении социальных гарантий (достигнутого уровня заработной платы, работы в связи с возможностью закрытия нерентабельных предприятий и т. д.), отмечает Ж. Паестка (ПНР). Социологическое обследование в Польше показало, что 2/3 рабочих поддерживают реформу, однако выступают против ее последствий (дифференциации доходов, конкуренции), лишь 1/3 поддерживает в реформе новое. Отсюда П. Плошайский (ПНР) делает вывод, что если не удастся убедить в целесообразности проведения реформы часть рабочего класса, то руководству следует больше опираться на те слои общества, которые активно поддерживают реформу (научно-техническая и творческая интеллигенция, наиболее квалифицированная часть рабочего класса и крестьянства).

Опыт проведения экономических реформ в странах - членах СЭВ показал возможность их обратимости. Для того чтобы этого не произошло и сейчас, необходим социально-политический механизм, гарантирующий необратимость экономических преобразований, полагает Л. Абалкин. В первую очередь здесь нужны гарантии, обеспечивающие работнику возможность увеличения своего трудового вклада и получения на этой основе гарантированного дополнительного дохода. Таких гарантий, по мнению К. Микульского (СССР), сейчас недостаточно.

Практически отсутствует правовое регулирование экономических отношений между субъектами производства. В результате отделения хозяйственного права от гражданского трудящиеся фактически отторгнуты от хозяйственного механизма, что препятствует развитию товарно-денежных отношений, отмечает Р. Халфина (СССР). Поэтому основная задача - выработать комплекс законов, обеспечивающих равенство участников производства, эквивалентность обмена между ними.

ИНФЛЯЦИЯ... ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ?

Одна из догм экономической теории - отсутствие в условиях социалистического способа производства процессов инфляции - снижения покупательной способности денежных единиц, отмечает Ю. Яковец (СССР). До последнего времени в нашем сознании инфляция представлялась как язва капитализма. Наличие товарно-денежных отношений, определяемых действием закона стоимости, независимо от социально-экономического строя объективно порождает инфляционные процессы, считает И. Киртовский (СССР). Инфляцию следует рассматривать как элемент социалистического хозяйственного механизма. Для сглаживания ее отрицательных последствий (роста цен, диспропорций в производстве продукции и распределении доходов и т. п.) следует исчислять коэффициент реальной инфляции. По некоторым официальным оценкам (которые представляются заниженными), покупательная способность рубля упала по сравнению с 1961 г. почти на 60%. В ВНР инфляция растет в размере 15 - 20% в год, примерно на таком же уровне в Польше и Китае, 40% она достигла в Румынии и 100% в Югославии.

...Итоги конференции показали, что единственный путь развития социализма - переход от административного управления производством к демократическому с развитыми рыночными отношениями и многообразием форм общественной собственности.

Б. ИВАНОВСКИЙ, кандидат экономических наук

   
   

Смотрите также: