В публикации "Почему дремлет госсектор?" ("АиФ" N 43) шел разговор о том, что распространение на предприятия основных принципов Закона о кооперации сможет разбудить госсектор. Эта задача в наилучшей степени решается и при переходе на арендный подряд. Как его построить, какие трудности на этом пути - тема сегодняшнего разговор члена-корреспондента АН СССР П. Г. БУНИЧА с корреспондентом "АиФ" Н. ЖЕЛНОРОВОЙ.
КОРР. Павел Григорьевич, расскажите, как практически перейти на арендный подряд. Многие, я знаю, обращаются за помощью непосредственно к вам, хотя реально помочь вы можете единицам. Так дайте через "АиФ" советы всем.
БУНИЧ. Кооперации основные фонды никто не дарит, она за любой гвоздь, стул, станок, здание платит из собственного кармана. И поэтому приобретает только то, что необходимо.
А госпредприятия? Откуда взялись их основные фонды? Их создал весь народ и отдал в пользование отдельному коллективу. Как же перейти на аренду? Начну с определения размера арендных платежей. Я кладу деньги в Сбербанк и как минимум хочу получить за это обратно не только свои деньги, но и проценты на них. Теперь станем на место государства: оно сдает в аренду предприятия и хочет обратно получить их стоимость (в виде амортизации на фонды) плюс проценты с прибыли. Следовательно, в арендную плату должна войти амортизация основных фондов и часть прибыли. Тогда доход коллектива будет заработанным.
В сумме платежей в бюджет (они есть у каждого предприятия) содержится плата за основные фонды. Но это не арендный процент. Плата берется за все: как с фондов, построенных на средства госбюджета, так и за построенное за свой счет, и даже с фондов, созданных за счет кредита, в уплату которых внесены проценты, что создает двойное обложение. Плата за фонды, как правило, равна 6%, а арендный процент должен быть разным, в зависимости от спроса и предложения: что решат партнеры (государство и арендаторы), то и будет.
КОРР. Много споров о сроках аренды. Может ли она стать бессрочной?
БУНИЧ. Может. Когда сдается автомашина на 5 - 7 лет, то она сдается до конца своих дней, то есть с точки зрения данного объекта - бессрочно. Если сдается перспективное предприятие, земля, тут в явном виде нужна бессрочная аренда. И амортизацию тогда арендователь сразу, без транзитной финансовой "перевозки", оставляет арендатору под его обязательство: вечно поддерживать в работоспособном виде арендованные средства производства.
Когда в аренду сдается земля (в том числе промпредприятиям), в арендную плату надо включить дифференциальную ренту, а также абсолютную ренту, чтобы худшие земли тоже оплачивались.
КОРР. В чем разница между арендой и арендным подрядом?
БУНИЧ. Аренда - это имущественный наем. Пришел портной и сказал: хочу арендовать швейную машину. Он будет платить вам за аренду.
Но если предприятие что-то оговаривает или государство видит пользу в каких-то договорных условиях, тогда предлагают: оформим подряд. Когда же партнеры связаны и арендой, и подрядом, то налицо арендный подряд.
КОРР. А если коллективы не только заплатят аренду, но и полностью выкупят свои предприятия?
БУНИЧ. Не могу себе представить, чтобы выкупили "АвтоВАЗ", авиапредприятие. Никаких "капиталов" для этого не накопить. Но многие небольшие предприятия выкупят (что не страшно), и владельцем станет трудовой коллектив. Даже в странах с развитыми акционерными формами, например в США, ФРГ, доля рабочих в акционерном капитале мизерная. Из множества предприятий США рабочие выкупили что-то около тысячи.
КОРР. Насколько мне известно, инструкции тормозят даже очевидно выгодное дело. Например, Сумское НПО им. Фрунзе (22 тыс. работающих) перешло на аренду. Но это стоило ему много крови...
БУНИЧ. Да, первыми ворвались в комиссию по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма Совмина СССР сумчане. Зам. генерального директора В. Москаленко, его сотрудники ездили в Москву бессчетное количество раз (сколько они израсходовали здоровья - не поддается вычислению). М. С. Горбачев дважды сказал о желании сумчан перейти на аренду. Если бы он не сделал этого, их предложение, наверное, рассматривать вообще бы не стали.
Недавно эта комиссия приняла решение перевести сумское предприятие на аренду. Но "оговорки" не обеспечили безнормативной модели хозрасчета. Напомню, что безнормативная модель предоставляет предприятиям право самим определять фонды заработной платы и стимулирования. Закон о госпредприятии допускает лишь две нормативные модели. Поэтому безнормативную иногда называют третьей. Но это все равно что сказать, будто человек также может быть трех моделей: полумертвый, полуживой и живой. Ведь нормативные модели одни предприятия душат в тисках, другие - лелеют в объятиях. Хозрасчетом, самофинансированием можно назвать лишь безнормативную модель. Строго говоря, нормативный хозрасчет - это соединение несоединимого, это вообще не экономическая категория.
Значит, и у сумчан пока не настоящая аренда. А почему? Вновь боятся того, что предприятия "проедят" производственные фонды. В прошлой беседе я уже говорил, как можно избежать этого - путем системы налогов. Добавлю еще одно, на мой взгляд, сильнодействующее средство. Давайте попробуем зачислять накопления в виде личных акций. Кто же тогда будет против накоплений? Из "чужих" они станут "своими".
КОРР. Сторонникам "казарменного" социализма ваши смелые идеи будут чужды...
БУНИЧ. Тяжело отделаться от догмы, в которой многие марксисты (их называли "попы марксистского прихода") сформулировали социализм в виде военного коммунизма. Ленин нашел мужество пойти против большинства партии. Это правда, что некоторые коммунисты тогда стрелялись. Так же как и теперь некоторые кладут партбилеты добровольно. Сейчас, оказывается, куда ни кинь, все надо перепахивать.
КОРР. Что главным образом препятствует аренде? С чем лично вы сталкиваетесь?
БУНИЧ. Есть силы, которые аренду не пропускают в жизнь. Из них главная - бюрократы, находящиеся у власти (в министерствах, ведомствах). Они обескровливают решения, они же потом еще выхолащивают их. Решают, разрешить аренду или нет, министерства. Чем больше арендных предприятий, тем меньше они нуждаются в министерствах, точнее, в их содержании за свой счет. Вначале арендаторы "откупятся" от министерств, потом обязательно передумают и согласятся платить им только за конкретную помощь. Отказывать в аренде трудно, но тянуть можно до бесконечности. Пока ходатаи не устанут и не отстанут.
К тому же ведомства ввели для аренды две инструкции: "Временные рекомендации по внедрению арендного подряда" и "Основные методические положения". Оба документа действуют вместе, хотя друг другу противоречат. Вы сошлетесь на один документ, а вас "поправят" по другому. Подготавливаемый Закон об аренде, видимо, устранит этот разнобой. Важно только, чтобы закон обеспечивал подлинную аренду.
Но иногда сами люди ничего не хотят. За столько лет командного строя почти сгинул ген предприимчивости. Возрождение его - одна из труднейших проблем. Только самая глубокая реформа может разбудить таких людей. Аренда же - это действительно глубокая реформа. Она равнодушным не должна оставить никого.
КОРР. Хотя аренде и дана "зеленая улица", однако рентабельным предприятиям ее получить сложно. Почему?
БУНИЧ. С 1928 г. аренда у нас не допускалась. Затем разрешили ее для отдельных объектов (нежилых помещений, инвентаря и т. д.). Сейчас лед тронулся, но не растаял. Есть согласие сдавать в аренду убыточные производства. (Экономический нонсенс: витамины хороши для больных, а для здоровых, т. е. высокорентабельных предприятий, - не хороши? А ведь по-настоящему здоровых-то и нет. Если аренда "спасает утопающих", то тем более она способна мобилизовать скрытые возможности всех предприятий.)
Следующий шаг - разрешили аренду мелких и средних предприятий. Только не крупных. Почему? Ответа нет... Ведь предприятия используют не свою, а общенародную собственность. Все должны стремиться взять в аренду только необходимое (чтобы меньше платить). Решение о сумчанах, надеюсь, сломает препятствия к аренде крупных предприятий.
Еще аргумент в пользу всеобщности аренды. Нельзя заинтересовать в хорошей работе тружеников, если на свои заработки они не находят товаров. Нельзя сдвинуть с места промышленность без строительства, и наоборот. Значит, аренда - общий закон соцпроизводства, принципы работы всех госпредприятий - малых и больших - промышленных, транспортных, строительных, сельскохозяйственных, торговых, сферы услуг.
КОРР. Некоторые люди - особенно в сельском хозяйстве осторожничают с арендным подрядом. Одни не знают, как это делается, а другие боятся, что когда они "разбогатеют", то их обвинят в кулачестве...
БУНИЧ. Мне кажется, что первым на это идет человек, которому нечего терять. Поэтому и в кооперативы пошли самые рисковые, отчаянные и отчаявшиеся люди, чье терпение превратилось в нетерпение. А человек, которому есть что терять, начинает прикидывать, осторожничать, думать, не лучше ли подождать.
Помехи аренде создают и цены. Например, плохо работающие хозяйства в аграрном секторе продают свою продукцию государству дороже, а работающие хорошо - дешевле. При переводе и тех и других на аренду хорошие страдают, протестуют против заниженных цен. Аренда убивается также несвоевременным и залимитированным снабжением, плохим качеством техники, недостатком ремонтных возможностей, неверием, что заработанное будет оплачено. Возложение на арендные коллективы всей полноты материальной ответственности за результаты производства подрывается и принудительным невыгодным госзаказом.
КОРР. Павел Григорьевич, вы были среди "родителей" самофинансирования. Правда, еще тогда предупреждали против формального его внедрения. Положение оказалось хуже предположений. Не получится ли повтора с арендой?
БУНИЧ. Многие идеи выхолащиваются. Чего ожидать от самофинансирования, если оно проводилось по индивидуальным нормативам, подогнанным под пятилетку! Арендный подряд - это то же самофинансирование, вернее - только. Но если удалось превратить самофинансирование в самообман, то это не значит, что и теперь оно безнадежно. Преимущества аренды столь очевидны, что люди должны расшевелиться. Развивать аренду будет трудно, но без нее жить - еще труднее.
Смотрите также:
- Если нас поставят на счетчик, легче не станет (часть 2) →
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА. Когда начнем реформу? →
- Александр Починок: "Люблю договариваться" →