К ЯНВАРЮ 1989 г. КИТАЙ ЗАПУСТИЛ 25 ИСКУССТВЕННЫХ СПУТНИКОВ ЗЕМЛИ. Шаг в космос

   
   

На протяжении десятилетий мир знал две космические сверхдержавы - СССР и США. Таковыми они остаются и по сей день. Но на фоне их действительно впечатляющих достижений мы вроде бы и не заметили свершившейся реальности - вступления в "космический клуб" целого ряда других государств Европы и Азии. Одно из ведущих мест среди них бесспорно занимает Китай.

ЕСЛИ ВЕРИТЬ китайским историкам, то первую ракету изобрели именно в Китае, причем еще в начале нашего тысячелетия. И первая попытка запуска, выражаясь современным языком, ракеты с человеком на борту принадлежит, оказывается, также китайцам. В начале XVI века (династия Мин) один из пионеров китайского ракетостроения, ученый по имени Вань Ху, привязал к удобному креслу 47 ракет и поджег запал. Легендарный испытатель Вань погиб в результате взрыва, но история эта также приводится в доказательство того, что ракетостроение в Китае имеет многовековую историю. Так или иначе, но за последние годы Китай действительно стал крупной космической державой.

ОТ СПУТНИКА К МНОГОРАЗОВОМУ КОРАБЛЮ

Зарождение китайской космической программы относится к 1956 г., когда в программу развития науки был включен пункт о создании собственных ракет-носителей для исследования космического пространства.

24 апреля 1970 г. был произведен запуск первого китайского ИСЗ весом 173 кг. В этот день над планетой зазвучала мелодия известного китайского гимна "Алеет восток". Китай стал пятой страной (после СССР, США, Франции и Японии), запустившей ИСЗ с помощью собственной ракеты-носителя. Это был первый китайский носитель под названием "Великий поход-1".

В ноябре 1975 г. китайским ученым удалось осуществить возвращение своего ИСЗ на Землю. В то время такого рода технологией обладали только две страны - СССР и США.

В начале 80-х годов китайские ученые разработали трехступенчатую ракету-носитель с использованием жидкого водорода и жидкого кислорода. Именно на таком топливе работают самые эффективные двигатели. Эта ракета "Великий поход-3", способная доставлять на орбиту груз весом свыше 8 тонн, в настоящее время успешно конкурирует с европейской ракетой "Ариан" и ускорителями "Дельта" НАСА. Первый запуск этой ракеты-носителя состоялся в апреле 1984 г. А совсем недавно, 7 сентября 1988 г., при запуске первого китайского экспериментального метеорологического спутника "Фэн Юнь-1" был использован новый трехступенчатый носитель "Великий поход-4", обладающий большей грузоподъемностью и имеющий усовершенствованную энергетическую установку на третьей ступени. Как сообщалось в китайской прессе, ракета "Великий поход-4" была полностью спроектирована Шанхайским конструкторским бюро по астронавтике и изготовлена на приданном этому бюро заводе.

К настоящему времени (к январю 1989 г.) в Китае запущено в общей сложности 25 ИСЗ. Причем в 1981 г. одной ракетой было выведено на орбиту сразу три ИСЗ, а в 1984 г. и 1986 г. Китай вывел на геостационарную орбиту высотой 22 тыс. миль два спутника связи, которые используются для телефонных разговоров, радио-, теле- и фототелеграфных передач.

В ближайшие годы планируется запуск первого китайского астронавта, а к концу 2000 г., как было объявлено в китайской печати, будет создан небольшой космический корабль многоразового использования и орбитальная станция. В настоящее время ведутся исследования по созданию соответствующего оборудования для такой станции.

Надо отметить, что Китай обладает ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому его затраты на космические разработки значительно меньше расходов на эти цели Советского Союза и США (по китайским данным, 0,5% от капиталовложений США и СССР. 10% расходов Японии и Западной Европы). При этом, однако, Китаю удалось запустить примерно такое же количество спутников, как Западной Европе и Японии.

В настоящее время в Китае существует три космических стартовых центра. Что касается управления полетами, их обеспечением занимаются пять специальных центров космической связи и управления. Надо сказать, что сегодняшний Китай демонстрирует открытый подход в отношении своих космических программ. Китайские специалисты не без гордости показывают потенциальным клиентам различные космические объекты. На них побывали и представители Главкосмоса нашей страны. Судя по их отзывам, техническая оснащенность китайских космических центров отвечает самым современным требованиям.

СЕРЬЕЗНЫЙ ПАРТНЕР НА АЭРОКОСМИЧЕСКОМ РЫНКЕ

В октябре 1985 г. Китай объявил о своей готовности оказать зарубежным странам услуги по запуску НСЗ. Тогда это предложение не встретило особого энтузиазма. И лишь после трагедии "Чэлленджера" в январе 1986 г., после серии неудачных запусков ракет "Дельта", "Титан" и "Атлас", а также европейской ракеты "Ариан" компании многих стран приступили к серьезному изучению китайского предложения.

Для маркетинга своей космической продукции и заключения контрактов в Китае было создано государственное коммерческое аэрокосмическое предприятие "Великая стена". Стремясь обеспечить себя заказчиками во всем мире, оно открыло свои филиалы в Мюнхене, Калифорнии и Редондо- Биче. В настоящее время несколько десятков компаний из 15 стран выразили заинтересованность в сотрудничестве с "Великой стеной" и ведут переговоры по существу.

Есть уже и конкретные примеры такого рода сотрудничества. Так, в августе 1987 г. французский концерн "Матра" с китайской помощью испытал электронное устройство в космосе, а ровно через год, в августе 1988 г., услугами Китая воспользовалась Западная Германия.

Гонконгский консорциум намерен в ближайшее время вывести в космос спутник связи "Азиасад" с помощью ракеты "Великий поход", а Австралия - два спутника "Ауссат".

Со Швецией заключен предварительный договор о выводе на орбиту спутника "Фрея".

В июле 1988 г. было подписано соглашение между Бразилией и Китаем о разработке и запуске в 1992 и 1994 гг. двух ИСЗ.

Для проведения различных экспериментов в космосе китайцы предлагают свои возвращаемые на Землю спутники FSW-1 FSW-2, которые способны дополнительно нести груз весом в 150 и 250 кг. Китай также предлагает свои услуги по запуску и возвращению на Землю ИСЗ. При этом гарантируется запуск в течение 24 месяцев после подписания контракта, что говорит о высокой надежности китайской космической техники (западные специалисты считают, что надежность эта такая же, как у аналогичных систем Советского Союза). Помимо приемлемых сроков запуска, зарубежные компании привлекает также сравнительная дешевизна предлагаемых Китаем услуг (на 15 - 20% ниже цен при использовании кораблей серии "Шаттл" и ракет "Ариан"). Кроме того, Китай также предлагает страховку в Народном страховом обществе по тарифам ниже международных.

Смотрите также: