На вопросы корреспондента Т. ПОРЕЦКОЙ отвечает кандидат в народные депутаты СССР, кандидат физико-математических наук, секретарь комсомольской организации МГУ Максим СОТНИКОВ.
- Естественно, читателей больше всего интересует ваша предвыборная программа. Не могли бы вы изложить ее тезисы?
- В экономике и социальной сфере:
1. Насытить рынок потребительских товаров и услуг, развивая прогрессивные формы хозрасчета, бригадного подряда, аренды, здоровых форм кооперации, постепенной конверсии оборонного сектора экономики.
2. Совершенствовать соотношения "производительность труда - заработная плата - цены". Нужна программа, противодействующая тому, чтобы люди в нашей стране опускались за черту бедности.
3. Разработать и реализовать государственную молодежную политику. Создать условия для развития молодежной инициативы. Реализовывать социальные гарантии, данные молодому поколению страны. Рассмотреть государственную программу "Молодая семья" (продлить женщинам оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком, шире применять сокращенный рабочий день или неполную рабочую неделю женщинам, имеющим детей, предоставить им возможность не работать, сохраняя трудовой стаж, - до достижения младшим ребенком шести лет; ввести систему льгот при выдаче ссуд и кредитов молодым семьям).
4. Совершенствовать налогообложение, вводя прогрессивную систему.
5. Совместно с концепцией социально - экономического развития до 2005 г. рассмотреть ряд неотложных мер на 2-3 года, позволяющих улучшить продовольственное снабжение населения, обеспечение жильем, товарами народного потребления.
В политической области:
1. Расширить и углубить реформу политической системы, создать правовое государство с безусловным верховенством закона. 2. В целях дальнейшей демократизации обеспечить широкое и тщательное обсуждение проектов законов: "О референдуме", "О печати", "Об общественных организациях", "Об архивах". 3. Установить предельный срок секретности для всех видов государственных документов - 25 лет.
В области экологии: 1. Обеспечить полную гласность в вопросах состояния окружающей среды (люди имеют право знать, чем дышат и что едят). 2. Систему контроля за состоянием окружающей среды вывести из структуры Совмина и полностью передать Советам народных депутатов.
В области образования: 1. Совершенствовать систему народного образования. 2. Развивать его материально- техническую базу.
- Программа, бесспорно, боевая, насыщенная. Но хотелось бы выяснить ваши приоритеты: что вы сами считаете главным?
- Экологические проблемы. Ущерб от одного только Чернобыля исчисляется миллиардами. О потерях нравственных, социально - экономических, социально- психологических не говорю. Хотя они значительны, очень значительны.
Сейчас Институт атомной энергии имени Курчатова занят созданием в Пахре нового института, который будет заниматься экологической безопасностью атомной энергетики. Но государство пока выделяет на это мизерные деньги - порядка сотен тысяч рублей. А американцы сколько тратят на то же самое? Десятки миллионов долларов, может, и того больше.
Такие вещи должны быть поставлены на государственный уровень. Может быть, настала пора производить меньше труб и экскаваторов, не строить новых заводов. На безопасности людей кощунственно экономить.
- Вот вы упомянули пример американцев. Это так, к слову, или приходилось бывать в США?
- Всего один раз, осенью прошлого года, но это была весьма продуктивная поездка. С группой студентов МГУ мы гостили в Йельском университете - одном из самых престижных в США. Его выпускник, например, нынешний президент Буш. Он попросил господина Рейгана принять нас, и Рейган уделил нам пятнадцать минут.
- Интересовались ли вы работой американского конгресса?
- Разумеется. Мы были и в палате представителей, и в сенате. Их опыт заслуживает внимания. Конгресс Соединенных Штатов - это постоянно действующий орган. У каждого конгрессмена есть отдельный кабинет, небольшой штат экспертов, компьютеры. То есть он обладает намного большей информацией, чем любой из наших парламентариев - будь то рабочий или даже ученый...
Понятно, что за конгрессом стоят различные системы, которые давят, обрабатывают, заставляют голосовать определенным образом. Но это элементы политической игры, которая отнюдь не всегда бывает бескровной. Зато всегда существуют альтернативные мнения, и это позволяет принимать взвешенные решения.
- Что вы думаете о системе высшего образования в стране? Знаю, что коротко вы говорили об этом с М. С. Горбачевым. Когда произошла ваша встреча, в связи с чем?
- Во Дворце молодежи. 29 октября, в день рождения комсомола. Когда Михаил Сергеевич проходил мимо стендов студенческой выставки, где стояли мои коллеги из других вузов, ,я случайно оказался рядом (толпа была большая). Станислав Смирнов, первый секретарь Московского горкома комсомола, нас и познакомил.
О чем говорили? Сначала об университетских комсомольских конференциях, секретарях тех лет. Они с Раисой Максимовной вспоминали, что в их время конференции были очень боевые. У нас теперь - тоже. Потом поспорили о минусах и плюсах американской и нашей системы высшего образования. Поговорили о повышении политической активности студенчества - ведь сейчас рождается немало политизированных неформальных движений. С одной стороны, надо включаться в это движение, а с другой - наши обществоведы и политологи зачастую не способны перейти от монологов на лекциях к диалогу со студентами. Когда мы говорили с Генеральным секретарем об образовании, о демократизации высшей школы (а без демократизации в нашей сфере ничего невозможно!). пришли к выводу, что необходимо прежде всего раскрепостить преподавателя, чтобы его не давила официальная точка зрения.
И я, разделяя позицию нашего ректора, сказал: "Вот мы сейчас подумываем об автономии Московского университета!" Михаил Сергеевич очень красиво парировал: "А от государства не собираетесь отделяться? Или надо будет теперь обращаться к вам за визой?.." Все, кто стоял рядом, поняли и оценили эту шутку. Я ответил, что, напротив, мы в университете очень ждем его приезда.
Смотрите также:
- Ежегодно издательство "Знание" выпускает более 750 названий книг и брошюр. Решительно приблизить содержание лекции к жизни →
- АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ. Реформа школы: что сделано →
- Учитывая потребности общества →