ОТВЕЧАЕМ ЧИТАТЕЛЯМ. Перегружены ли мы долгами?

   
   

В последнее время актуальными стали вопросы задолженности стран СЭВ Западу, получения и использования кредитов. Не могли бы вы дать информацию по этой проблеме?

С. Шишкин, Пермь.

ШЕСТЬ социалистических стран Европы и Советский Союз имеют в настоящее время 130 млрд. долл. общей внешней задолженности, или так называемого брутто-долга (133 млрд. в 1987 г.). Этот долг, по данным Экономической комиссии ООН по Европе, по различным странам СЭВ распределяется следующим образом: 40,1 млрд. долл. - СССР; 38,7 - Польша; 19,1 - ГДР; 17,0 - Венгрия; 6,9 - Болгария; 5,2 - ЧССР и 3,1 - Румыния. Но так как общая величина брутто-задолженности дает весьма слабое и приблизительное представление о действительном положении заемщика, его кредитоспособности, кредитор стремится располагать другими, более точными и надежными показателями оценки его финансовой состоятельности. Одним из них является показатель ликвидности, или способности своевременно погашать свои обязательства. В данном случае в его роли выступают валютные активы или резервы стран - членов СЭВ, которые для получения нетто-задолженности вычитают из общей суммы внешнего долга.

Согласно отчету Банка международных расчетов в Базеле (Швейцария).. общая величина валютных резервов социалистических стран Европы, находящихся только на счетах западных банков, превышает 30 млрд. долл. Это одновременно и много и немного. Отняв эту сумму от общей величины брутто-долга, мы выйдем на так называемую вчистую" задолженность соцстран порядка 1.00 млрд. долл. на конец 198Я г. Для сравнения скажем, что долг отдельно взятой Бразилии и Мексики частным коммерческим банкам Запада превышает этот уровень.

Из 30 млрд. долл. ликвидности на Советский Союз приходится 14,2, на ГДР - 9,2 млрд. долл., - больше, чем на все остальные восточноевропейские соцстраны.

Падение цен на сырьевые товары сказалось на снижении валютных поступлений социалистических стран в 1988 г. И тем не менее в настоящее время лишь долги одной-двух стран - членов СЭВ, по мнению западных специалистов, считаются завышенными или вызывающими озабоченность. И в большей степени это касается Польши. Эта страна должна потратить 4,35 годового экспорта на погашение внешнего долга. Для остальных же стран это соотношение выглядит несколько лучше ВНР - 2,88 года; НРБ - 1,8 года; ГДР - всего лишь 11,5 месяцев; ЧССР - 8 месяцев; СССР - 5 месяцев. Таким образом, ни одна из европейских стран СЭВ не находится под давлением немедленной выплаты внешнего долга, а резервов, накопленных этими странами, с учетом принятых в международной банковской практике не поддающихся оценке тайных вкладов, страховых фондов и т. п., вполне достаточно, чтобы 40 млрд. долл. годового импорта из западных стран были полностью оплачены.

Согласно оценке экспертов, Европейской экономической комиссии ООН, сроки наступления платежа по внешним долгам социалистических стран Европы могут быть пролонгированы, поскольку последние пользуются репутацией добросовестных плательщиков.

В целом же, учитывая снижение общего объема позаимствований на международных финансовых рынках в конце 1987 и первые 9 месяцев 1988 г., страны СЭВ находятся в благоприятной ситуации: выходя в настоящий момент на международный денежный рынок за новыми кредитами, они используют конкуренцию между западными банками, предоставляющими в этих условиях относительно низкие уровни процентных ставок.

Вместе с тем не стоит самообольщаться, ведь только вследствие обесценения доллара долги в твердой валюте увеличились за период 1984-1987 гг. на 34 млрд. долл., хотя "чистый" рост долга составил всего 5 млрд.

КРЕДИТ ПО КОНКУРСУ

Среди кредитополучателей предпочтение отдается Советскому Союзу, обладающему на настоящий момент высокой кредитоспособностью. Решение Советского Союза о заключении крупных кредитных соглашений с рядом западноевропейских банков (см. "АиФ", 1988, N 45) принято именно в тот момент, когда сильно возросло доверие со стороны западных деловых кругов к политике реформ и демократизации хозяйственного механизма, перестройке внешнеэкономической сферы.

Известно, что в первые годы существования молодого Советского государства в целях мобилизации средств на восстановление и реконструкцию народного хозяйства В. И. Ленин декларировал готовность пойти на уплату любых, даже самых высоких процентов по иностранным займам.

В то же время встает вопрос о наиболее эффективном использовании полученных средств, достижении максимального народнохозяйственного эффекта от расходования валюты на импорт необходимых товаров. Важно, чтобы внешние источники для развития и модернизации производственного аппарата не "проедались", как прежде, министерствами и ведомствами и не выливались в сотни миллионов рублей неустановленного оборудования. Поэтому интересной представляется идея не перераспределять, как прежде, в директивном порядке через финансовые органы дополнительные валютные средства министерствам и ведомствам по принципу "всем сестрам по серьгам", а передать их банку, который смог бы на конкурсной основе при условии возвратности и уплаты процента "продавать" дефицитный денежный фонд.

Это, с одной стороны, заставило бы государственные предприятия и отрасли конкурировать за получение валютных кредитов, с другой - повысило бы их отдачу и создало бы стимулы по поиску ресурсов для расширения экспортных возможностей и тем самым погашения задолженности и набежавших процентов.

Что же касается расходования определенной части валютных поступлений на продовольствие и закупку промышленных товаров народного потребления, то политика "жесткой экономии" твердой валюты должна обязательно подкрепляться ростом сельскохозяйственного производства внутри страны, уменьшением потерь при хранении и транспортировке, а также насыщением рынка потребительских товаров продукцией отечественной промышленности.

Опыт братских стран социализма показывает, что использование западных кредитов на цели развития имеет вполне определенные экономические резоны. В то же время необходимо постоянно следить за тем, чтобы не была превышена терпимая граница в задолженности страны.

Смотрите также: