146

ЮГОСЛАВИЯ. КАК РЕШАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

СИТУАЦИЯ

В 80-е годы одной из серьезнейших проблем югославской экономики стала внешняя задолженность, которая в 1985 г., по официальным данным, составляла примерно 20 млрд. долл. Об остроте ситуации говорит хотя бы то, как стремительно она развивалась. Так, если в 1975 г. внешний долг Югославии достигал 6,6 млрд. долл., то в 1980 г. он уже превысил 18 млрд. долл.

С этого времени, можно сказать, и начались определенные трудности с регулярным выполнением Югославией обязательств по погашению долгов. В июле 1983 г. занимавшая в ту пору пост Председателя Союзного исполнительного веча М. Планиц заявила, что даже в условиях напряжения всех сил Югославия не может ни погасить приходящуюся на этот год часть долга, ни выплатить проценты по нему. Необходимы были новые кредиты или отсрочка платежей.

После трудных, как отмечалось в прессе, переговоров с Международным валютным фондом и западными странами Югославия получила в долг новые суммы. Однако условия, на которых они предоставлялись, были крайне тяжелыми. Бремя новых кредитов усиливало и то обстоятельство, что Югославия получает их от западных стран не по фиксированным, а по текущим процентным ставкам, что в итоге ведет к росту долга. Так, например, за отложенное в 1983 г. погашение долга в 2 млрд. долл. Югославии придется выплатить кредиторам на 1,5 млрд. долл. больше.

С учетом этого обстоятельства Югославии в предстоящие до конца десятилетия годы придется выплачивать 5-5,7 млрд. долл. ежегодно, что примерно равняется стоимости 8-10% общественного продукта.

ПРИЧИНЫ

Как же случилось, что Югославия оказалась перед лицом столь серьезной проблемы? Одной из главных причин, считают югославские экономисты, явилось несовершенство отраслевой структуры промышленности. Отрасли, выпускающие готовую продукцию, развивались быстрее, чем производство многих важнейших видов сырья и материалов.

В целом, в соответствии с международной классификацией отраслей, выпуск продукции обрабатывающей промышленности увеличился с 1970 по 1983 г. в 2,2 раза, а добывающей - лишь в 1,6 раза.

В этой ситуации была сделана ставка на импорт энергии, материалов и сырья. Это, в свою очередь, привело к увеличению закупок за рубежом соответствующих оборудования и технологий.

Вместе с тем, как отмечалось в Долгосрочной программе экономической стабилизации СФРЮ (см. "АиФ", 1985, N 34), недостаточно эффективно проводилась политика ориентации производства на выпуск экспортной продукции. В результате экспортные возможности промышленности до сих пор не обеспечивают достаточного для оплаты необходимого импорта притока валюты.

К числу других недостатков хозяйственной политики последних лет журнал "Пракса", издаваемый в Титограде, относит также систематическое преуменьшение роли югославской финансовой системы и преувеличение значения иностранных валют в югославском хозяйственном механизме. Некоторые предприятия, хотя и в незначительной степени, тратили внешние займы на то, чтобы выплатить заработную плату. Также иностранными финансовыми средствами зачастую покрывались и расходы в сфере потребления.

Часть иностранных средств направлялась в те отрасли, развитие которых не способствовало увеличению валютных поступлений, сокращению зависимости от импорта. Наоборот, эти средства вкладывались в строительство и расширение мощностей, зависящих от импорта сырья, полуфабрикатов и энергоносителей. А известный экономист Б. Чоланович, автор книги "Долги Югославии - правда и мистификации", обращает внимание и на тот факт, что "валюта вкладывалась в осуществление непроизводительных программ: строительство дорог, мостов, спортивных и культурных объектов".

В результате с конца 70-х годов в стране замедлилось развитие отраслей, ориентированных на внешний рынок, импорт стал значительно опережать экспорт, а дефицит внешнеторгового баланса увеличивался. И "теперь страна не в состоянии самостоятельно финансировать текущее воспроизводство и тем более производство экспортной продукции", - резюмирует журнал "Пракса".

Выход из создавшегося положения, как считают югославские экономисты, есть. "Решая проблему внешней задолженности, добиться желаемых результатов можно, только выполняя Долгосрочную программу экономической стабилизации, опираясь на творческие усилия всего общества и используя внутренние резервы", - полагает, в частности, бывший союзный секретарь по финансам СФРЮ М. Цемович, автор книги "Почему, как и сколько мы задолжали. Кредитные отношения Югославии с заграницей".

РЕШЕНИЯ

В решении проблемы внешней задолженности главная роль отводится перестройке экономики в направлении увеличения экспортных возможностей и сокращения импорта повсюду, где это рационально и возможно. Эти принципы и легли в основу современной экономической политики СФРЮ. Она, надо сказать, уже дала положительные результаты. Так, в последние три года платежный баланс был сведен с положительным сальдо.

В 1985 г., например, оно составило 774 млн. долл.

Дефицит внешнеторгового баланса сократился до 1,76 млрд. долл., а степень покрытия импорта экспортом выросла с 48,5% в 1979 г. до 85,5% в 1984 г. Сократились темпы роста задолженности. Повысилась внешняя платежеспособность, и было приостановлено сокращение валютных резервов - в 1984 г. они выросли на 536 млн. долл. и в 1985 г. составили 2,4 млрд. долл.

Вместе с тем, как отмечает югославская пресса, проблема задолженности СФРЮ еще далека от своего окончательного решения. Так, поступления валюты от внешней торговли все еще не достигли желаемого уровня. Это во многом объясняется тем, что в югославском экспорте в развитые капиталистические страны по-прежнему преобладает промышленное сырье, материалы и сельскохозяйственная продукция. Товары высокой степени обработки все еще занимают скромное место в общем объеме экспорта, рост которого тормозят и дискриминационные меры западных партнеров по отношению к Югославии.

Успешно преодолевать трудности Югославии мешает и то, что ее экономика в силу упомянутых причин тесно связана с мировым капиталистическим рынком и, следовательно, на ней не могут не сказываться происходящие там кризисные явления. Следует также учитывать и давление на Югославию со стороны развитых капиталистических стран и их финансовых организаций, в том числе МВФ. По выражению газеты "Борба", представители МВФ и других банковских центров Запада приезжают в Югославию отнюдь не для того, чтобы найти возможность ей помочь, а из стремления увеличить за ее счет свои капиталы. Таким образом, не может быть и речи о близости интересов МВФ и югославской Долгосрочной программы экономической стабилизации, подчеркивает "Борба". Наоборот, пути решения проблем внешнеэкономического сотрудничества, в том числе и внешней задолженности, намеченные в программе стабилизации, подразумевают развитие социалистических экономических, социальных, общественных и политических отношений.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно