ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ. Деликатная работа

   
   

Почему Советский Союз не присоединился к европейским и другим странам мирового сообщества, осудившим Иран за его угрозы убить английского писателя С. Рашди, автора книги "Сатанинские стихи"?

В. Сидоренко, Приморский край

КНИГА ИЗВЕСТНОГО АНГЛИЙСКОГО ПИСАТЕЛЯ, выходца из Индии Салмана Рушди (так, кстати, правильно произносится его фамилия) действительно вызвала небывало острую реакцию. Массовые демонстрации мусульман, протестующих против публикации книги, проходят в эти дни в Индии, Пакистане, арабских странах, да и в самой Великобритании. Уже имеются десятки убитых. Особенно резкие протесты эта публикация вызвала в Иране, где духовный руководитель страны аятолла Хомейни расценил роман "Сатанинские стихи" как оскорбление ислама и, следуя канонам мусульманской религии, сказал, что его автор заслуживает смерти.

Следует отметить, что мнение духовного главы Ирана, не занимающего официальных постов, неравнозначно приговору, подлежащему исполнению. Скорее это эмоциональная реакция человека, искренне оскорбленного в своих религиозных чувствах. Никакого смертного приговора С. Рушди в Иране не выносилось. Согласно же мусульманским законам к каким-либо наказаниям может приговорить только шариатский суд. Ситуация еще более осложнилась, когда неправительственная и, видимо, крайне фундаменталистская иранская организация "Фонд мучеников ислама" назначила за голову Рушди "приз" в размере 5 млн. долл., что, естественно, подлило масла в огонь и привело к активизации антииранской кампании в Европе и США.

По утверждению иранцев, правительство этой страны в свое время обращалось к правительству М. Тэтчер с просьбой воспрепятствовать изданию книги как оскорбительной для мусульман, предупредив, что данная публикация может вызвать самые негативные последствия. Кстати, еще до ее публикации в Англии эта книга была категорически запрещена в Индии по причинам религиозного характера.

Стоит напомнить, что в прошлом и довольно часто английское правительство прибегало к введению запрета на публикацию книг, затрагивающих государственные интересы Англии. Так было, например, недавно с публикацией мемуаров английского контрразведчика, в которых разглашались некоторые аспекты деятельности английских спецслужб. В случае же с книгой С. Рушди правительство М. Тэтчер не сочло нужным даже публично высказать свое мнение о ней, не говоря уже о том, чтобы отмежеваться от нее.

В результате в ирано-английских отношениях возник кризис. На сторону Лондона стали страны ЕЭС, которые сочли необходимым отозвать для "консультаций" своих послов из Тегерана, а британское правительство отозвало весь персонал своего посольства и попросило иранских дипломатов покинуть Лондон. Фактически англичане пошли на прекращение дипломатических отношений между Великобританией и Ираном. Иранский меджлис в ответ принял решение дать Англии 7 дней на то, чтобы изменить свою позицию, иначе он разорвет с ней дипотношения.

Естественно, что подобное обострение обстановки не идет на пользу ни одной из вовлеченных в конфликт сторон и отрицательно сказывается на международном политическом климате.

В подобных случаях, как никогда, требуется помощь со стороны того, кто может трезво взглянуть на вещи, помочь обеим сторонам выйти из созданного ими затруднительного положения. По случайному совпадению ирано-европейский конфликт достиг наивысшей точки в момент, когда министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе совершал свою заранее запланированную поездку по странам Ближнего и Среднего Востока, в ходе которой он должен был посетить и Иран. В одной из арабских столиц он получил послание от английского министра иностранных дел Дж. Хау с просьбой оказать содействие в разрешении создавшейся ситуации. По прибытии в Тегеран Э. Шеварднадзе обсудил проблему, сложившуюся вокруг книги "Сатанинские стихи", в обстоятельной, с глазу на глаз беседе с министром иностранных дел Ирана А. Велаяти, а затем и с председателем Собрания исламского совета (парламента Ирана) А. Хашеми-Рафсанджани.

В результате, как заявил на брифинге начальник Управления информации МИД СССР Г. Герасимов, сложилось впечатление, что правительство Ирана искренне заинтересовано в урегулировании возникшей ситуации и считает, что СССР мог бы сыграть здесь позитивную роль.

Разумеется, этот вопрос станет предметом обсуждения и на переговорах министров иностранных дел СССР и Испании, которые проходят в Москве 2 - 4 марта, и на встрече Э. Шеварднадзе с Дж. Хау в Вене.

В данном случае советская дипломатия действует в полном соответствии с концепцией нового политического мышления, не поддаваясь соблазну набирать пропагандистские очки в ту или иную сторону, ведет деликатную работу по урегулированию этой непростой конфликтной ситуации.

Смотрите также: