ПАРЛАМЕНТ как форма государственной власти зародился во Франции в середине XIII века. Само слово "парламент" происходит от французского "парле" - "говорить", "высказывать мнение".
В средневековой Франции существовала традиция, по которой король периодически собирал своих ближайших советников и подчиненных военных правителей для обсуждения важнейших государственных вопросов, а также рассмотрения судебных дел. В XIII веке, во времена правления короля Людовика IX, такие заседания "совета ближайшего окружения монарха" созывались 4 раза в год.
В 1278 г. французский, парламент впервые был разделен на палаты, каждая из которых отвечала за определенную сферу государственной и социальной деятельности. Так, были созданы "Большая палата" (рассматривала вопросы объявления войны и мира), "палата расследований", "палата приема жалоб и петиций", "палата уголовных дел" и другие.
В начале XIV века на заседаниях французского парламента его участники стали не только единодушно одобрять королевские указы и законы, но и обсуждать целесообразность их принятия. Вели вердикт короля вызывал несогласие большинства членов парламента, то его возвращали "на доработку". Монарх в таких случаях был обязан подчиниться мнению придворного большинства.
До начала XV века парламент во Франции существовал только в Париже, а затем стали создаваться провинциальные парламенты, зависевшие от "большого столичного совета".
Любопытно, что на средневековый французский парламент были возложены не только высшие государственные обязанности: его члены должны были наблюдать за состоянием столичных улиц и дорог, контролировать вопросы жилищного строительства, заботиться о санитарном состоянии города, а также отвечать за снабжение Парижа продовольствием и водой.
МЕШОК ШЕРСТИ ДЛЯ ЛОРДА
Британский парламент всего на столетие моложе французского. Первоначально "совещания большого совета" созывались королем Англии для решения вопросов о посылке армии за границу, отражении чужеземного вторжения, пересмотре таможенных тарифов.
Уже в XIV веке каждое графство или провинция должны были посылать в Лондон своих представителей для обсуждения государственных вопросов. Однако такие поездки в то время стоили дорого, поэтому местные власти выделяли средства на посылку в парламент только самых достойных людей. Те, у кого работа в парламенте получалась хорошо, посылались в столицу для участия в заседаниях регулярно. Таким образом стала формироваться прослойка парламентариев - профессионалов в высшем органе законодательной и юридической власти.
В 1826 г. в стенах британского парламента впервые появилась "оппозиция" - группа людей, которая высказала официальное несогласие с позицией правящего большинства. Задача оппозиции заключалась в оспаривании правительственных решений. Она также должна была находить в них слабые места и требовать их устранения.
С 1832 г. в парламенте Англии было введено так называемое "время для вопросов". С тех пор каждый парламентарий может задать вопрос в устной форме члену кабинета министров.
Британские парламентарии получили ряд важных привилегий по сравнению с простыми гражданами страны. Они имели право прямого обращения к королю, наложения запрета на распространение в печати выступлений в стенах парламента (в условиях военного времени), а также наказания любого гражданина за нарушение депутатских привилегий. Запрещалось подвергать парламентария аресту за 40 дней до и после окончания работы сессии парламента.
Многие традиции британского парламента сохраняются с давних времен и по сей день. Так, лорд-канцлер должен сидеть во время сессии на мешке с шерстью, а министр финансов обязательно является членом палаты общин. И сегодня для лордов и членов палаты общин в здании английского парламента существуют отдельные входы.
РИКСДАГ, СЕНАТ И ДРУГИЕ
Парламентская форма правления во всем мире получила широкое распространение после буржуазных революций XVII - XVIII - веков. В большинстве западноевропейских государств парламенты двухпалатные (риксдаг в Швеции, Сенат и Национальное собрание во Франции и т. д.), а в некоторых - однопалатные (например, фолькетинг в Дании). Все депутаты парламентов западных стран являются профессионалами и получают за свою работу зарплату.
Во многих странах президента избирает парламент (ФРГ, Италия), ему же подотчетен в своей деятельности кабинет министров. В парламентах министры могут быть их членами, но голосование по принимаемым решениям для них не является обязательным.
В рамках парламента могут создаваться фракции, представляющие, как правило, интересы различных политических партий и группировок, в том числе оппозиционных. В ФРГ, например, для создания политической фракции в бундестаге в целях защиты своих интересов необходимо наличие группы не менее 15 человек.
В России первой попыткой создания парламента по западному образцу стал созыв по указу царя Николая II от 1905 г. Государственной думы. Однако нетерпимость русского монарха к критике не позволила ее членам в полной мере осуществить тогда свои парламентские полномочия.
Подготовил Ю. СИГОВ
Смотрите также:
- ВО ВСТРЕЧЕ УЧАСТВОВАЛО 215 ДЕПУТАТОВ. Конференция блока "Демократическая Россия" →
- Каких законов нам не хватает →
- ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА (12.05.1989) →