В ближайшее время в нашей стране ожидаются гастроли английской группы "Пинк Флойд". Но ведь еще 5 лет назад она была в "черных списках" запрещенных в СССР рок- групп? Не могли бы вы подробнее рассказать об этом коллективе, а также о том, в чем в свое время провинились музыканты?
Г. Сахаров, Куйбышев
В НАЧАЛЕ 1966 г. случай свел вместе четырех молодых людей - Сида Барретта, Роджера Уотерса, Рика Райта и Ника Мейсона, которые приехали в Лондон изучать искусство и архитектуру. Все играли до этого в малоизвестных группах, исполнявших стандартный ритм-энд-блюз. И когда от Барретта поступило предложение исполнять оригинальную и не похожую ни на что музыку, ребята тут же дали согласие.
Сид Барретт черпал вдохновение из впечатлений детства, сказок, мистических учений и сюрреализма. Он рано пристрастился к наркотикам, в основном к галлюциногенам, и первые композиции "Пинк Флойд" были полны странных, диссонирующих созвучий, причудливо нанизанных друг на друга, для непосвященных - безо всякой логики звуковых эффектов.
Первый успех пришел в 1967 г. после записи композиции Барретта "Арнольд Лейн", это был рассказ о трансвестите, укравшем женское нижнее белье в прачечной. Национальное радио отказалось транслировать песню, но она все же прозвучала в эфире на волне одной из "пиратских" радиостанций и была включена в британский хитпарад.
В том же году вышла первая долгоиграющая пластинка "Волынщик у ворот зари", группа собиралась в турне по США, но поведение Барретта становилось непредсказуемым. В конце концов на его место был взят гитарист Дейв Гилмор, который вместе с Уотерсом возглавил группу.
В начале 70-х "Пинк Флойд" продолжает эксперимент со звуком, постепенно переходя от обрывочных и несвязных абсурдистских к мелодичным, почти классическим композициям. Более внятными стали и тексты песен. Вершиной творчества группы явилась пластинка "Обратная сторона Луны", в которой музыканты постарались затронуть темы, тревожащие человека - обитателя современного индустриального города: страх одиночества, равнодушие окружающих, бездумное отношение к себе, к природе, безудержная тяга к наживе. Следующий альбом "Жаль, что тебя с нами нет" они посвятили Сиду Барретту, безвременно угасшему молодому таланту.
От проблем человека - к проблемам человеческого общества. Так можно было бы обозначить очередной этап в творчестве "Пинк Флойд". В альбоме "Животные" музыканты подвергают уничтожающей критике социальное и общественное устройство современного государства. Вымышленный мир "Животных" населен свиньями, собаками и овцами. Жалкими и безропотными овцами, составляющими большинство этого стада, управляют наглые и циничные свиньи при помощи собак, которые за подачки готовы на все.
В двойном альбоме "Стена" (1979 г.) "Пинк Флойд" продолжают тему социальной сатиры. Стена - основной образ их новой работы - отделяет людей друг от друга. Это стена страха, равнодушия, ненависти, которая возводится не только тоталитарной государственной машиной подавления: системой школьного воспитания, судом, армией, но и самими людьми, которые безропотно подчиняются и сносят все унижения. Разрушить эту стену, не быть еще одним кирпичиком в ней! - призывали музыканты.
В мире было продано более 11 млн. экземпляров "Стены", а песня "Еще один кирпич в стене" на долгое бремя задержалась в списках популярности во многих странах. Кстати, именно эту песню пели негритянские школьники Соуэто (ЮАР) во время столкновений с полицией в 1981 г., тогда же южноафриканское правительство официально запретило распространение пластинки.
Как это ни печально, но следующей страной, запретившей "Пинк Флойд", была наша. Произошло это после того, как в 1983 г. на диске "Последний отрезок" были произнесены следующие слова: "Брежнев взял Афганистан, Бегин захватил Бейрут, генерал Гальтиери занял английскую территорию (имеются в виду Фолклендские острова. - Ред.), а Мэгги (Маргарет Тэтчер. - Ред.) послала эскадру отвоевывать эту землю". Так музыканты выразили свое отношение к политике решения региональных конфликтов путем вооруженного вмешательства. Такая трактовка пришлась не по душе нашим тогдашним идеологам, и "Пинк Флойд" попал в черный список запрещенных рок-групп. Правда, несмотря на запрещение, советская молодежь продолжала слушать "Пинк Флойд", оставаясь при своем мнении об афганской войне.
Если говорить о сегодняшнем дне коллектива, то в 1983 г. рок-группу покинул Роджер Уотерс, записывающий теперь сольные альбомы. Конечно, жаль, что мы не услышим в московском шоу оригинальный вокал Уотерса. Но, думается, это не испортит впечатления у советских слушателей от настоящей рок-музыки, которую исполнит в Москве в ближайшее время группа, ставшая легендой.