Первый декрет, принятый молодым Советским государством, был о земле, поэтому важность этой проблемы объяснять не надо. И сейчас, спустя 72 года, вопрос о земле вновь встает со всей остротой. Как его предполагается решить, рассказывает народный депутат СССР А. ЖУРАВЛЕВ.
СТРАНА находится у опасной черты, и любое неверное решение, принятое на государственном уровне, способно столкнуть ее в пропасть социально-экономического кризиса. В нашем положении суетливость и поспешность неуместны. Сначала нужно медленно и осторожно выйти из опасной зоны, а затем уже можно подумать и об ускорении.
Если у нас хватит ума и воли, в ближайшие 5 - 7 лет уровень жизни будет медленно, но в целом повышаться, а потому наши оперативные решения в области социальной политики должны быть направлены прежде всего на изменение условий жизни тех, кто ждать уже не может. Это многодетные пенсионеры, инвалиды и некоторые другие слои населения. Им нужно дать помощь в полном смысле этого слова. Всем остальным нужно дать заработать. Но это невозможно сделать, решая только частные и забывая об общих вопросах.
К принципу "не торопиться" я предлагаю добавить еще и принцип "действовать последовательно". Л. Толстой говорил, что не важно, где мы находимся, а важно, куда мы двигаемся. Этот принцип отчетливо проявился в выступлении на съезде депутата Алексеева, который дал логичную и четкую классификацию законов, показав, в какой последовательности их следует разрабатывать. Похоже, однако, что он говорил в пустоту. В пустоту говорили академик Лихачев, митрополит Алексий, депутаты Попов, Шмелев и некоторые другие, пытавшиеся призвать народных депутатов взглянуть на проблемы общества с общесистемных позиций. Судя по повестке дня сессии Верховного Совета, действовать предлагается по инерции: все, что начато, предлагается дорабатывать, но сколько-нибудь логичная программа обновления законодательства в целом отсутствует. Депутатам Верховного Совета СССР предложено дать ход целому ряду законопроектов, никак между собой не увязанных, хотя каждый из них сам по себе и весьма существен.
Главным общим вопросом текущего момента был и остается вопрос о власти. И не о власти вообще, а о власти Советов.
Возьмем еще один из главных вопросов сегодняшнего дня - вопрос о земле.
Чтобы вылечить человека, нужно знать историю его болезни. Чтобы вывести наше общество из болезненного состояния, нужно знать его глубинную историю, и желательно не с 17-го года, а хотя бы с XVII века. И нам, похоже, многое придется начинать сначала, ибо по уровню экономической ответственности, морали, хозяйского обращения с землей мы отброшены за черту не только 17-го, но и 13-го года.
Вспомним, разве с законов начиналась Советская власть? Если бы с них, то она была бы задушена в колыбели. Не случайно Советская власть начиналась не с законов, а с декретов, одним из которых был Декрет о земле. Как врач, руководствуясь стратегическим принципом "не навреди!", принимает экстренные меры по спасению больного, ибо, если он их не примет, лечить будет уже некого, так и нам, руководствуясь тем же принципом, надлежит действовать быстро и решительно в очевидных ситуациях, но медленно и осторожно в ситуациях спорных. Быстро можно принимать декреты, законы же требуют времени.
Принципиально вопрос о земле нужно решать немедленно, ибо в условиях нашей страны это вопрос о Советской власти. Делая Советы единственными и полноправными хозяевами земли, мы создаем экономическую основу их власти. Из нищих попрошаек они превращаются в полновластных хозяев. А хозяин может, как известно, и попросить из своего дома жильца, если тот не выполняет договорных условий. Это значит, что власть аппарата министерств и ведомств резко ограничивается, когда у земли появляются истинные хозяева. Ими могут и должны быть только Советы.
Сейчас много говорится о территориальном, в том числе о республиканском хозрасчете. Многие представляют его примерно так: если все предприятия, расположенные на данной территории, перейдут на самоокупаемость и самофинансирование, это и будет территориальный хозрасчет. Опасное заблуждение, ибо это будет не территориальный, а всеобъемлющий ведомственный хозрасчет. Территориального хозрасчета не будет до тех пор, пока на его условия не перейдут все местные Советы народных депутатов, расположенные на данной территории. А перейти они смогут на хозрасчет только тогда, когда их бюджет будет позволять ставить и решать основные местные проблемы.
Все принципы хозрасчета обобщаются в одном: дружба дружбой, а денежки - врозь. Поэтому пока не будет, надежного источника финансирования местных экономических программ, не будет и местного, а следовательно, и территориального, в том числе республиканского хозрасчета. Таким источником финансирования должна стать арендная плата за землю. И поступать эта плата должна изначально только в бюджет местного Совета, из которого пойдут отчисления в бюджет следующего по уровню иерархии Совета, вплоть до бюджета страны.
Восходящий от земли поток денег должен затем возвращаться на землю в виде результатов осуществления областных, республиканских и, наконец, союзных социально- экономических программ. В результате будет положено начало восстановлению нормального денежного обращения, играющего в обществе роль, аналогичную той, которую играет кровообращение в живом организме.
А начало всему должен положить Декрет о земле. И вопрос о его принятии должен быть поставлен уже на нынешней сессии Верховного Совета. Тогда на следующем Съезде народных депутатов СССР этот декрет можно будет принять. Сейчас, когда уже принимаются республиканские законы о земле, тем более нельзя медлить. Декрет дал бы им общую направленность.
Смотрите также:
- АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЬ: МИР, ПОРЯДОК, СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Идеология здравого смысла →
- ПРЕДВИДЕННЫЕ СИТУАЦИИ. Прогноз, который... сбудется? →
- Надо ли бастовать? →