Пожалуй, ничто не ударило нас так больно, как внезапное исчезновение мыла и стиральных порошков. В ряде регионов страны были введены талоны, но и они не помогли. По-прежнему в редакцию поступают сотни писем, в которых один вопрос: "Почему?".
Действительно, почему так внезапно исчезло мыло, исчез порошок, которого вчера было - хоть засыпься? Чаще мыться стали? Пока никто вразумительного ответа дать не смог... По просьбе читателей "АиФ" редакция попробовала провести такое расследование самостоятельно.
Зная положение не понаслышке, мы все-таки решили предварительно отправиться в несколько магазинов. В парфюмерном отделе универмага "Ясенево" на витрине - два сорта отечественного "дорогого" мыла по рублю и очень пахучее индийское по полтиннику. И то и другое шло довольно бойко: покупатели брали кто по десять, кто по пять кусочков. "Дешевого", хозяйственного мыла и стирального порошка в тот день в продаже не было. Мы поинтересовались: а не стал ли универмаг получать этих товаров меньше? Нет, ответили нам, наоборот: мыла импортного получено и продано в первом полугодии на 12% больше, чем в прошлом, отечественного - на 42%; кроме того, реализовано порошка стирального на 66 тыс. руб. (раньше им не торговали - вполне справлялся хозяйственный, что рядом). И в других магазинах положение подобное. Но как только выбрасывают хозяйственное мыло или дешевое - очередь выстраивается в момент.
Это в относительно "благополучной" столице. Уже в полусотне километров от нее в продаже нет никакого мыла. Немытые люди так взрывчаты, так легковоспламенимы! Пришлось, к примеру, недавно ознакомиться вот с таким документом - обращением заведующей магазином к начальнику отделения милиции: "...неизвестный гражданин южного типа, угрожая ножом, пытался взять товар без очереди, но был обезоружен и избит. Прошу вас организовать милицейский пост возле магазина для нормализации торговли моющими средствами".
Что ж за невиданное бедствие свалилось на нас, что за необъяснимый психоз, побуждающий скупать мыло и порошок, овладел нами всеми? Нежданно-негаданно...
Только, оказывается, память у нас короткая. Бывали уже подобные "психозы". И совсем недавно.
УРОК, КОТОРЫЙ НЕ ПОШЕЛ ВПРОК
В конце 70-х годов годовое производство стиральных порошков в нашей стране превысило миллион тонн, вырабатывалось 280 тыс. т туалетного мыла десятков сортов. Руководство Госплана и министерств, отвечающих за выпуск СМС, решили, что этого вполне достаточно, и поэтому был сокращен выпуск хозяйственного мыла на треть - с 900 тыс. т до 600. Причем решение о сокращении не было подкреплено никакими серьезными прогнозами и расчетами. И "мыльный дефицит" не заставил себя ждать долго. Буквально в считанные дни он захлестнул всю страну.
Правда, тогда еще в казне страны позвякивали нефтедоллары, что позволило сразу же начать закупки за рубежом. Совместными усилиями заграничных партнеров и отечественной промышленности к 1983 г. положение удалось нормализовать. Вплоть до 1985 г. моющие средства имелись в продаже повсеместно, и даже превышение по этой группе товаров над нормативными запасами составило около ста дней. Торговля начала отказываться их брать.
Просматривая в Госплане СССР документы 1984 г., наткнулся на телеграмму из Винницкого областного управления торговли: "...возвращаем мыло выпуска 1983 г.: "Ленок" - 10 т, "Зеленый бор" - 9 т, "Детское" - 15 т, "Банное" - 31 т, "Хвойное" - 7 т, "Лето" - 50 т из-за давности выработки...". Это о мыле, что хранилось всего год... Наверное, сейчас Винницкое областное управление торговли многое бы дало, чтобы то мыло вернуть обратно...
Подобные телеграммы шли и из Астрахани, Ростова, Ташкента. Словом, торговля запасов создавать не хотела - хлопотно, не хватает складских помещений. Не стала создавать их и промышленность. Мало того, было решено сократить выпуск в системе Госагропрома СССР (бывший заместитель председателя - министр СССР т. Иевлев) мыла хозяйственного и туалетного почти на 15%. Произошло и сокращение выпуска СМС в Минхимпроме СССР (бывший министр т. Костандов). Приблизительно в то же время было закуплено за границей и установлено несколько линий по производству мыла первой группы и "экстра" (стоимостью от 70 коп. и выше). Соответственно повсеместно сократился выпуск "дешевых" сортов мыла. Минторг СССР (бывший министр т. Ващенко) и Госплан СССР (бывший председатель т. Талызин) не возражали.
Урок не пошел впрок.
И следующий кризис не заставил долго ждать. К 1988 г. спрос окончательно деформировался и приобрел явно ненормальные размеры.
КТО ВИНОВАТ?
В разных слоях нашего общества существуют самые разные предположения по поводу того, кто конкретно стал творцом ажиотажа. Многие руководящие работники, например, уверены, что во всем виноваты... журналисты. Во-первых, чересчур много писали о грядущей реформе цен и денег. Во-вторых, вместо того чтобы как-нибудь "сдержать стадное чувство у населения страны", только "разжигают страсти". "Вот ведь как с солью произошло, - рассуждал один начальник, ответственный за производство и распределение сельскохозяйственной продукции в стране, - написала газета, что в Донецке за солью очередь стоит. А он сидит, бездельник [вероятно, имеется в виду потребитель - ред.], думает: "А почему бы не взять?". И давай мешками ее выбирать! Так было с солью, приблизительно то же произошло и с моющими средствами. Словом, не надо об очередях писать".
В свою очередь, журналисты заняты выявлением руководителей, подписавших приказы о сокращении выпуска мыла, давших распоряжения о том, чтоб не принимать его больше на базу, и просто проморгавших приближающийся дефицит.
И все вместе: руководители, потребители, журналисты - абсолютно точно уверены: виноваты во всем работники торговли (см. любую газету). Это они все под прилавок прячут.
Далее можно было бы в подтверждение мнения первых назвать псевдонимы и настоящие фамилии журналистов, способствовавших распространению провокационных сведений. Для вторых - "за ушко да на солнышко" - вытянуть недальновидных и просто глупых начальников. И уж для всеобщего удовлетворения перечислить нескольких из самых зарвавшихся дельцов от советской торговли.
Только нужно ли это?
Ведь все они - лишь "винтики" ржавой Административной Системы, что катится под откос, попутно рождая курьезы типа мыльного дефицита в стране, являющейся крупнейшим в мире производителем необходимых и достаточных для производства мыла компонентов.
ЧТО НАС ВСЕХ ЖДЕТ?
С. АВАКОВ, заместитель начальника сводного отдела агропромышленного комплекса Госплана СССР:
- Конечно, надо было предвидеть этот ажиотаж и, предвидя его, наращивать мощности, как это делают капиталисты. Ведь у них на многих предприятиях часть мощностей - резервные.
К сожалению, ВНИИ конъюнктуры и спроса Минторга СССР никаких таких прогнозов нам не выдавал, и бума мы не ждали. Да и резервных мощностей у нас нет. Техническое состояние отрасли, за исключением трех-четырех заводов, ужасное.
Но, несмотря на трудности, мы все-таки сумели увеличить выпуск моющих средств на 15 процентов. Вместе с теми, что закуплены за рубежом, они составляют количество, способное удовлетворить спрос, даже ажиотажный. Думаю, это произойдет уже во втором полугодии, а с будущего года начнется затоваривание.
В. ПРОХИНА, заведующая сектором ВНИИКСа:
- Наращивание объемов поставок началось только в 1987 году, тогда как ситуация на рынке требовала этого еще в 1986-м. В результате торговля "съела" почти 2/3 своих запасов, а резервов для пополнения ресурсов было недостаточно.
В результате принятых в последнее время мер по увеличению ресурсов моющих средств, в том числе закупок по импорту, положение на рынке постепенно нормализуется. Ажиотаж спадет к июлю-августу 1989 года. Есть основания предполагать, что во второй половине текущего года перебои в торговле порошком и мылом сократятся.
Ю. БЕСПАЛОВ, бывший министр химической промышленности СССР. Из письма Генеральному секретарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву ("Известия ЦК КПСС", 1989, N 6):
- На апрельском (1989 г.) Пленуме ЦК КПСС в адрес Минхимпрома СССР... была высказана справедливая критика...
Надо сказать, что до 1988 г. торговля не высказывала тревоги в связи с недостатком моющих средств. Учитывая сложившуюся ситуацию в настоящее время, Минхимпром СССР и другие ведомства принимают меры для "удовлетворения повышенного спроса населения. Суммарные реальные ресурсы синтетических моющих средств в 1989 году составят 1674 тыс. тонн. То есть практически мы выйдем на уровень плана 1990 г. Если здесь также учесть производство хозяйственного мыла (680 тыс. т), то потребление моющих средств на душу населения уже в этом году составит 7,6 килограмма. Это соответствует таким странам, как Финляндия, Болгария, Япония и др.
Н. ШМИДРЕ, начальник отдела Министерства торговли СССР:
- К сожалению, ничего утешительного сказать не могу. Введение талонов на моющие средства в ряде областей не стабилизировало обстановку, а только накалило ее. Увеличилась продажа в столице, где она свободна пока. Но не исключен вариант, что и здесь придется переходить на талоны. К нам сплошным потоком идут письма трудящихся, которые недовольны нормами мыла и СМС, выдаваемых на один талон, решением о сокращении внерыночного фонда (теперь меньше на треть будут выдавать на производстве мыла тем, кто работает в малярном цехе, к примеру). Пока мы не в состоянии эти нормы увеличить. Импортные моющие средства идут в продажу прямо "с колес" и расходятся моментально. Кроме того, уже сегодня ясно, что сверх 130 млрд. несбалансированных денег, о которых говорилось на Съезде народных депутатов СССР, не обеспечены товарами еще миллиардов 14 - 15.
Ситуация по-прежнему остается крайне напряженной, и поводов для радостных прогнозов пока не видно.
Итак, ответственные работники по-прежнему пребывают в непоколебимой уверенности, что в возникновении дефицита виноват кто-то из них (но только, чур, не я!), чего-то недоглядевший, недодумавший, недоподписавший, а также покупательский ажиотаж. Мол, как стали пить меньше, так сразу все в бани мыться бросились. Так вот, надеются они этого самого крайнего ответственного работника отыскать, примерно его наказать и решить тем самым проблему с дефицитом.
В свою очередь, от предсказаний - когда же ждать спадения "мыльного ажиотажа" - мы воздержимся. Не наше это дело. Нам хотелось бы обратить внимание на другое - на поиски причин его возникновения. А они достаточно ясно обозначены в письме бывшего министра химической промышленности СССР т. Беспалова. Он пишет, что на Пленуме ЦК КПСС в адрес его министерства была высказана справедливая критика, что меры по безусловному вводу мощностей по производству алкилбензола в Сумгаите намечены после личных встреч с первым секретарем ЦК компартии и Предсовмина республики... Да и сам факт доклада о ситуации, сложившейся с моющими средствами, союзного министра главе партии и государства, симптоматичен. Значит, по-прежнему действует (или по- прежнему бездействует?) жесткая система административной монополии, когда ни производители, ни плановики, ни работники торговли не оказываются заинтересованными в удовлетворении потребностей (даже самых насущных!) народа, а если и делают что-то - то лишь после личного вмешательства Генерального секретаря...
Кстати, на следующей странице "Известий ЦК КПСС" напечатано другое письмо М. С. Горбачеву о том, как развивается производство шприцев.
У нас сейчас сложилась такая ситуация, что дефицитно практически все. Что же, и по поводу каждого товара апеллировать к Михаилу Сергеевичу?
Вот для того, чтобы "мыльный бум" не повторился ни сегодня, ни завтра, ни в 2010 г., необходимо одно - отказаться от командно-административной системы и перейти на нормальные экономические условия хозяйствования. И все.
Смотрите также:
- РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ ЗАЩИЩАЮТ СВОИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. Своя рубашка ближе к телу →
- ПРОГНОЗ И КОММЕНТАРИЙ. Производство падает, магазины полны! Почему? →
- ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Чтобы удовлетворить спрос населения →