КАК ИЗВЕСТНО, Съезд народных депутатов образовал комиссию из 26 человек по политической и правовой оценке договора о ненападении, заключенного СССР и Германией 23 августа 1939, г., которую возглавляет член Политбюро, секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев. Недавно комиссия завершила первый основной этап своей работы, и один из ее членов, народный депутат СССР, секретарь ЦК Компартии Латвии И. Я. Кезберс ознакомил депутатов Верховного Совета Латвийской ССР с предварительными выводами комиссии.
В отличие от бытовавшей до сих нор официальной точки зрения - что аутентичность тайного протокола нельзя установить, так как оригиналы не найдены ни в архивах СССР, ни в зарубежных архивах, комиссия Съезда, основываясь на тщательном анализе документов того времени и свидетельствах еще живых очевидцев, пришла к однозначному заключению о том, что к пакту СССР и Германии о ненападении прилагался секретный протокол, текст которого идентичен копиям этого документа (на русском и немецком языках), хранящимся в архивах министерства иностранных дел ФРГ.
Высшее руководство СССР не информировало о наличии секретного соглашения ни партийные, ни государственные коллективные органы. Верховный Совет СССР 31 августа 1939 г. без обсуждения ратифицировал только текст договора о ненападении. Данное соглашение и форма его заключения находятся в глубоком противоречии с ленинскими принципами международных отношений.
Комиссия констатирует, что в тот исторический период отношения СССР с Эстонией, Латвией и Литвой регулировались целой системой договоров, в основе которых были мирные договоры 1929 г. и договоры о ненападении, заключенные в период с 1926 по 1933 г. В них заключившие договор стороны брали на себя обязательства в любых обстоятельствах взаимно уважать суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность. Комиссия народных депутатов СССР отмечает, что пакт от 23 августа 1939 г., договор о дружбе и границе от 28 сентября того же года и другие акты о соглашениях между СССР и Германией того времени утратили силу после нападения Германии на Советский Союз, а тайный протокол от 23 августа 1939 г. необходимо считать не имеющим силы с момента его подписания.
Вместе с тем можем сделать вывод, что соглашение 1939 г. никоим образом не отражало волю советского народа и народ не несет ответственности за тайные и преступные сделки сталинского руководства. Внутренняя политика сталинизма получила свое продолжение в империалистических наклонностях, проявляющихся при реализации внешней политики СССР.
Смотрите также:
- Политическая география времени чрезвычайного положения →
- ПАЛАЧ В РОЛИ РЕФОРМАТОРА? Кое-что новенькое о Берии →
- ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ (10.06.1988) →