В КОМИТЕТЕ ПО ВОПРОСАМ ГЛАСНОСТИ - 40 ДЕПУТАТОВ. Гласность надо защищать

   
   

В ряду рабочих органов Верховного Совета СССР важное место занимает Комитет по вопросам гласности, прав и обращений граждан. О его целях и задачах, проблемах, которые предстоит решать, рассказывает в беседе с нашим корреспондентом председатель этого комитета В. К. ФОТЕЕВ.

- Владимир Константинович, все мы свидетели сдвига к лучшему в вопросах информированности населения, происшедшего за последние годы. Безоглядной была гласность на Съезде народных депутатов, который транслировался по телевидению. Дела в этом направлении будто бы идут нормально. Зачем же создан комитет, который вы возглавляете?

- Думаю, вызвано это прежде всего той важностью, которую приобрела на сегодняшнем этапе развития нашего общества гласность как принцип демократии. Именно поэтому и Съезд народных депутатов СССР в своем постановлении "Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР" подчеркнул, что без расширения гласности не могут быть достигнуты устойчивые успехи в демократизации общества. Вот вы назвали гласность на Съезде безоглядной. А я бы еще добавил и слово "самоотверженной", поскольку юридические, да и политические гарантии гласности у нас до сих пор более чем зыбки. И дело не в том, что у гласности еще много противников. Иные руководители пока не научились жить и работать в условиях расширяющейся демократии, проявляют непонимание и боязнь демократических изменении. Многим трудно дается гласность, не по нутру критика, выступления печати. По-прежнему кто-то продолжает считать свое мнение непогрешимым, а кое-кто пытается использовать гласность для достижения далеко не бескорыстных целей.

- А как вы намерены организовывать работу комитета?

- Сложность состоит в том, что никогда у нас такого органа не было. Мы, как говорится, первопроходцы. В составе комитета 40 депутатов. Среди них журналисты, юристы, деятели культуры, партийные и хозяйственные работники. Немало и рабочих.

Мы должны смотреть на гласность не только как на средство достижения какой-то цели. Надо, чтобы гласность была самой целью. Иными словами, одна из главных сегодня задач - активно способствовать тому, чтобы гласность стала нормой жизни советского общества. В этой связи самое непосредственное участие наш комитет примет в разработке законов о гласности и о печати. Проект последнего уже обсуждается. Вместе с членами других комитетов и будем готовить правовые акты о законотворчестве, отрабатывать методику этого важного процесса.

Сегодня мы не удовлетворены качеством обработки наших законов. И одна из причин состоит в том, что мы робко заглядываем вперед. Закон опубликовали, а как встретят его разные слои общества - не учли. Мы считаем, что при гласности необходим приток информации не только сверху, но и снизу, должна срабатывать обратная связь. Нам необходимы группы прогнозирования социального анализа или изучения перспектив гласности. Мы должны четко знать, как встретят тот или иной закон рабочие, колхозники, интеллигенция, люди разных национальностей. Каковы будут его социальные, политические, экономические, наконец, нравственные последствия?

Ряд наших заседаний будет связан с вопросами прав и обращений граждан. Особое внимание будет уделено анализу причин наиболее массовых и актуальных писем и обращений граждан. Будем принимать по этим письмам необходимые меры вплоть до выработки предложений о внесении поправок в правовые акты. При необходимости будем выезжать в те регионы страны, откуда поступает в Верховный Совет особенно много тревожных писем, принимать на месте меры для решения возникших проблем.

В этой связи комитет будет иметь постоянный деловой контакт со средствами массовой информации.

- Редакция получает немало писем, авторы которых сообщают о преследованиях за критику, нарушениях социалистической законности в отношении граждан. Как комитет будет бороться с подобными явлениями?

- Прежде всего хотелось бы сказать, что это дело всех комитетов и комиссий обеих палат Верховного Совета, всех народных депутатов СССР, призванных стоять на страже закона.

Что же касается нашего комитета, то надо включиться в работу по пересмотру правовых актов о порядке рассмотрения писем и жалоб граждан. Принимались они давно, и многие их положения устарели. Нужны значительные изменения в сторону повышения требовательности к нарушителям установленного порядка. Строже спрашивать с тех, кто злоупотребляет служебным положением, несвоевременно и неправильно реагирует на критику. Надо исключить из практики факты, когда работнику, которого критикуют "снизу", пересылают на рассмотрение письмо жалующихся. Будем предавать такие случаи огласке. Постараемся воздействовать и на правовые органы, ведь есть статьи того или иного закона, которые годами не применяются, как, например, статья УК РСФСР о привлечении к ответственности зажимщиков критики. У нас получилось так, что многие законы остались вещью в себе.

- Каково ваше отношение к анонимным письмам и жалобам? Насколько совершенен принятый по этому вопросу Указ?

- Здесь трудно ответить однозначно. С одной стороны, конечно, надо, чтобы критика была открытой. С другой стороны, у нас еще не созданы все необходимые условия для того, чтобы защитить автора критического заявления от возможных преследований со стороны тех, кого он критикует. Получилось так, что вольно или невольно часть авторов мы отсеяли, ведь далеко не у каждого хватает смелости пойти против руководителя, а то и вступить в конфликт с коллективом. Какой здесь выход? Согласиться с мыслью, что изданный недавно Указ нуждается в совершенствовании, в частности, оговорить в нем право автора остаться неизвестным? Надо думать.

- Каково ваше мнение о границах гласности?

- Речь не о границах, а о том, чтобы гласность не использовалась в ущерб как интересам общества в целом, так и правам отдельного гражданина.

- Что вы уже успели сделать? О чем шла речь на первых заседаниях комитета?

- Прежде всего определить, что нам делать, кому и чем заниматься. Затем участвовали в обсуждении ряда представленных кандидатур на должности членов правительства, работников правоохранительных органов. Работаем над проектом Закона о печати. Главная наша забота сегодня о том, чтобы работа была эффективной, чтобы не погрязнуть в бумагах. Ряд наших товарищей побывал в командировках по изучению тех или иных вопросов.

- Расскажите, пожалуйста, коротко о себе.

- Мне 54 года. Родился и вырос в городе Тольятти. Окончил Московский авиационный технологический институт. Пять лет работал на авиационном заводе в Куйбышеве инженером-конструктором и инженером-технологом. Был здесь секретарем бюро первичной парторганизации. Видимо, это и послужило причиной смены профессии. Меня пригласили в горком партии на должность инструктора. Затем был секретарем, райкома, заведующим отделом Куйбышевского обкома партии. Работал в ЦК КПСС, около двух лет работал в НДРИ и Афганистане. Последние пять лет первый секретарь Чечено- Ингушского обкома партии.

Беседу вел В. ВОРОНЕЦКИЙ

Смотрите также: