КУДА ИСЧЕЗ "ГОРОД ЗЕРО"? Зигзаги проката

   
   

"ГОРОД ЗЕРО" - название новой картины, снятой режиссером Кареном Шахназаровым по сценарию Александра Бородянского. "Зеро" - значит "ноль". Город Ноль. Фильм с успехом был показан на фестивале в Канне, на Московском международном его купили многие страны. Но, обратившись к режиссеру с просьбой представить его работу, мы узнали, что картины в репертуарной афише кинотеатров страны... нет. "Город Зеро" сдан в конце прошлого года, в январе прошла премьера в столичном Доме кино, в мае была реклама фильма - в прессе, по телевидению (в "Киноафише", "Кинопанораме"), в начале июня фильм (с аншлагом!) две недели шел в московских кинотеатрах - "России" и "Октябре", а затем был... снят с афиши. С выяснения этой, мягко говоря, странной ситуации и начался наш разговор с режиссером.

- Да, картина была фактически "уничтожена" прокатом, причем начальник Главного управления кинофикации и кинопроката А. Суздалев мне прямо и откровенно назвал причину: оказывается, два года назад я в одном из интервью покритиковал работу его управления, куда он в то время только что был назначен!

А план, забота о зрителе, о рекламе и пропаганде отечественного кино - это все пустые слова. Вообще должен сказать, что сегодня ситуация с прокатом у нас стала не лучше, а хуже. Мы много говорим о том, что нашим фильмам нужно пробиваться на мировой кинорынок, но мы сами, у себя топим собственное кино! Надо сначала разобраться на внутреннем рынке!

И ведь я в этой ситуации не претендовал ни на какие особые условия. Речь шла о нормальном выпуске новой картины в прокат, в срок. А фильм выходит на экраны только сейчас. Но уверен - он уже "отстрелял", момент упущен, и зритель тоже, но, как видно, с руководителями нашего кинопроката ничего не поделаешь... Причем это далеко не первый случай и не единственный: вспомните, чем закончился конфликт Сергея Соловьева по доводу его "Ассы" с московским прокатом. Картину не показали ни в одном крупном кинотеатре. Прокатное начальство и здесь "победило"... Только вот вопрос - кого? Собственных коллег-кинематографистов? Зрителя?

Но вернемся к моей картине. Если говорить о замысле, то он не мог родиться у нас вчера или позавчера. Эта картина абсолютно сегодняшняя, в ней - наше ощущение от жизни сегодня, состояние внутреннего разлома, кризиса... Думаю, это сейчас свойственно многим: понимание, что надо что-то делать, и, с другой стороны, неспособность что-либо совершить. Так жить больше нельзя - так можно выразить это ощущение. И финал у фильма открытый - мы не предлагаем выхода, потому что и сами не видим его...

Форма нашей картины может кому-то показаться сложной и необычной. Мол, абсурд, сюрреализм... Но разве жизнь, в которой все мы живем, жили долгие годы, не абсурдна? А процессы, происходящие сейчас, этот абсурд только обнажили.

Записала М. АНТОНОВА

Смотрите также: