ХОРОШО, что сегодня появились молодые артисты, которых не нужно представлять. Говорят: "Константин Хабенский", - и сразу же устойчивой ассоциацией всплывает название сериала "Убойная сила". Но Хабенский не только экранный герой, он прежде всего замечательный театральный артист, играющий Калигулу и другие сложные роли в питерском Театре им. Ленсовета, а в последнее время еще и в московском МХАТе имени Чехова - Зилова в "Утиной охоте" Вампилова.
ВСКОРЕ в прокат выйдет фильм "В движении" Филиппа Янковского, где он в главной роли.
- Костя, вас знают зрители, но все равно вы же наверняка понимаете, что популярность Стриженова, Смоктуновского и Высоцкого вам не грозит - времена не те.
- А я просто не знаю масштабов их популярности. Наверное, она была сумасшедшая, но я и не стремлюсь к такой. Мне важнее, интереснее работа. А вообще... актера должны знать в лицо, и мне это приятно, естественно. Популярность - составляющая профессии.
- Какой профессией вы бы никогда не смогли заниматься?
- Я никогда не смог бы быть палачом. Хотя... Знаете, мы снимали чеченский блок в сериале, где моему герою дают нож и говорят: "Зарежь его, он все равно не жилец, и мы оставим тебя в живых". И я не знаю, как бы себя повел в этой ситуации, случись она в жизни. Говорить: "Ой, как же это, человека зарезать!" Все это ложь, вранье, ничего нельзя про себя знать наверняка. Поэтому я, наверное, про палача зря вам сказал. И, кстати говоря, я бью морду. Иногда.
- Есть расхожее мнение, что актер - это диагноз.
- Я думаю, да. Но в жестком понимании этого слова. Это фанатизм, одержимость профессией, наркотик такой, на который подсаживаешься.
- Кого вам интересно играть?
- Да тех, кого я сыграл в той же "Утиной охоте", "В движении", - людей, способных отказаться от сиюминутного, от той шелухи, которая в любое время существовала и будет существовать, ради каких-то основных человеческих ценностей. Людей, способных быть честными перед самими собой. Быть может, звучит пафосно, но это так. А разговоров о героях-негероях, что в принципе одно и то же, я побаиваюсь. Героев в конце концов выбирает себе народ. У нас же была масса попыток искусственно "привить" героя, но либо он "прививается" сам, либо отторгается - зрители его попросту "выплевывают".
А кого сыграть интересно... Недели две назад я бы сказал так - подонка. Такого внятного подонка. Но это - мое настроение двухнедельной давности. А сейчас - я не знаю. А что будет завтра... тем более не знаю.
- У вас очень усталый вид. Нельзя так уж не выкладываться в ролях, а просто "выезжать" на ремесле?
- Я не представляю, как можно из тех ролей, что я играю в театре (а это Калигула, Зилов, "В ожидании Годо"), выходить "сухим". Не тот материал. А что до усталого вида... Я же не фотомодель.
- Предположим, что вы завтра остались невостребованным, без ролей? Какой профессией смогли бы заниматься?
- Честно говоря, я вообще не думаю об этом. Получать удовольствие человек творческий может от любой профессии, если он склонен к философствованию. Как говорится, сынок, у тебя золотые руки, и не важно, из какого места они растут.
- А у вас золотые руки в смысле что-нибудь ими сделать? Дом построить?
- Ой, нет.
- Дерево посадить?
- С большим трудом. Нет, если бы я даже что-то делал руками, то вряд ли кто на это покусится, разве что клеймо набить: "Константин Хабенский".
- Принято считать, что актер - женская профессия.
- В ней присутствуют и женское, и мужское начала. Женское - это зависимость: приходится идти на компромиссы с режиссером, с партнерами. А мужское состоит в том, что нужно иметь очень большую силу воли.
- Из каких человеческих впечатлений сложился актер Хабенский?
- Надо перечислять? Я обожаю стихи Бродского, обожаю Визбора, Окуджаву, Высоцкого, Дольского, раннего Розенбаума, многие их песни пелись у моих родителей на кухне.
- А кто родители?
- Мама - учительница, папа - инженер.